Физики

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Действие проис­ходит в начале 60-х гг. XX в. в Швей­царии, в частном сума­сшедшем доме «Вишневый сад». Сана­торий, благо­даря стара­ниям его хозяйки, горбатой фрей­лейн Матильды фон Цанг, доктора меди­цины, и пожерт­во­ва­ниям различных благо­тво­ри­тельных обществ, расши­ря­ется. Стро­ятся новые корпуса, куда пере­водят наиболее состо­я­тельных и уважа­емых паци­ентов. В старом здании оста­ются всего лишь три паци­ента, все они физики. Милые, безвредные и очень симпа­тичные психо­паты. Они сговор­чивы и скромны. Их можно было бы назвать образ­цо­выми паци­ен­тами, если бы три месяца назад один из них, счита­ющий себя Ньютоном, не удавил свою сиделку. Подобный случай повто­рился снова. На этот раз винов­ником стал второй пациент, счита­ющий себя Эйнштейном. Полиция проводит рассле­до­вание.

Инспектор полиции Рихард Фос пере­дает фрей­лейн фон Цанг приказ проку­рора заме­нить сиделок сани­та­рами. Она обещает ему это сделать.

В боль­ницу приходит бывшая жена третьего физика, Иогана Виль­гельма Мебиуса, которая вышла замуж за мисси­о­нера Розе и теперь хочет вместе со своими тремя сыно­вьями попро­щаться с первым мужем, поскольку с мисси­о­нером Розе уезжает на Мари­ан­ские острова. Один из сыновей говорит отцу, что хочет стать священ­ником, второй — фило­софом, а третий — физиком. Мебиус кате­го­ри­чески против того, чтобы один из его сыновей стано­вился физиком. Если бы сам он не стал физиком, то не попал бы в сума­сшедший дом. Ведь ему явля­ется царь Соломон, Маль­чики хотят сыграть отцу на флейтах. В самом начале игры Мебиус вска­ки­вает и просит их не играть. Он пере­во­ра­чи­вает стол, садится в него и начи­нает читать фанта­сти­че­ские псалмы царя Соло­мона, затем прого­няет семей­ство Розе, которое уходит пере­пу­ганное и плачущее, навсегда расста­ваясь с Меби­усом.

Сестра Моника, его сиделка, которая ухажи­вает за ним уже два года, видит, что он притво­ря­ется, изоб­ражая из себя сума­сшед­шего. Она призна­ется ему в любви и просит уйти из сума­сшед­шего дома вместе с ней, поскольку фрей­лейн фон Цанг не считает его опасным. Мебиус тоже призна­ется, что любит Монику больше жизни, но уйти с ней не может, не может предать царя Соло­мона. Моника не сдается, она наста­и­вает. Тогда Мебиус душит ее шнуром от портьеры.

В дом снова приез­жает полиция. Они снова что-то изме­ряют, запи­сы­вают, фото­гра­фи­руют. В комнату входят испо­лин­ского роста сани­тары, бывшие боксеры, и привозят больным роскошный ужин. Двое поли­цей­ских выносят труп Моники. Мебиус сокру­ша­ется, что убил ее. В беседе с ним инспектор уже не прояв­ляет тех изум­ления и враж­деб­ности, что были у него утром. Он даже сооб­щает Мебиусу, что испы­ты­вает удоволь­ствие по поводу того, что нашел трех убийц, которых с чистой сове­стью может не аресто­вы­вать, а право­судие в первый раз может отдох­нуть. Служение закону, говорит он, — это изну­ри­тельная работа, на которой сгораешь как физи­чески, так и морально. Он уходит, пере­давая друже­ский привет Ньютону и Эйнштейну, а также поклон царю Соло­мону.

Из соседней комнаты выходит Ньютон. Он хочет пого­во­рить с Меби­усом и сооб­щить ему о своем плане побега из сана­тория. Появ­ление сани­таров вынуж­дает его уско­рить приве­дение плана в испол­нение и сделать это сегодня же. Он призна­ется, что он вовсе не Ньютон, а Алек Джаспер Килтон, осно­во­по­ложник теории соот­вет­ствий, пробрав­шийся в сана­торий и изоб­ра­жавший сума­сшед­шего, чтобы иметь возмож­ность шпио­нить за Меби­усом, гени­аль­нейшим. физиком совре­мен­ности. Для этого он с вели­чайшим трудом овладел немецким языком в лагере своей разведки. Все нача­лось с того, что он прочел диссер­тацию Мебиуса об основах новой физики. Сначала он счел ее ребя­че­ством, но потом пелена спала с его глаз. Он понял, что встре­тился с гени­альным творе­нием новейшей физики, и стал наво­дить справки об авторе, но — безуспешно. Тогда он поставил в извест­ность свою разведку, и та напала на след. Из другой комнаты выходит Эйнштейн и сооб­щает, что он тоже читал эту диссер­тацию и также не явля­ется сума­сшедшим. Он физик и, подобно Килтону, состоит на службе у разведки. Зовут его Иосиф Эйслер, он автор эффекта Эйслера. У Килтона вдруг оказы­ва­ется в руках револьвер. Он просит Эйслера повер­нуться лицом к стене. Эйслер спокойно подходит к камину, кладет на него свою скрипку, на которой перед этим играл, и неожи­данно тоже пово­ра­чи­ва­ется с револь­вером в руке. Оба они воору­жены и приходят к выводу, что лучше обой­тись без дуэли, поэтому кладут свои револь­веры за каминную решетку.

Они расска­зы­вают Мебиусу, почему убили своих сиделок. Сделали они это потому, что девушки начи­нали подо­зре­вать, что они не сума­сшедшие, и тем самым ставили под угрозу выпол­нение их миссий. Друг друга же они все это время считали действи­тельно сума­сшед­шими.

Входят трое сани­таров, прове­ряют наличие всех троих паци­ентов, опус­кают на окна решетки, запи­рают их и затем уходят.

После их ухода Килтон и Эйслер напе­ребой расхва­ли­вают перспек­тивы, которые могут предо­ста­вить Мебиусу разведки их стран. Они пред­ла­гают Мебиусу бежать из сума­сшед­шего дома, однако тот отка­зы­ва­ется. Они начи­нают «рвать» его друг у друга из рук и приходят к выводу, что дело все же необ­хо­димо решить дуэлью, а если надо, то стре­лять и в Мебиуса, несмотря на то что он самый ценный человек на земле. Но руко­писи его еще ценнее. Тут Мебиус призна­ется, что забла­говре­менно сжег все свои записи, итог пятна­дца­ти­лет­него труда, еще до того, как верну­лась полиция. Оба шпиона в ярости. Теперь они окон­ча­тельно в руках Мебиуса.

Мебиус убеж­дает их, что они должны принять един­ственно разумное и ответ­ственное решение, ибо их ошибка может привести к мировой ката­строфе. Он выяс­няет, что на деле оба — и Килтон, и Эйслер — пред­ла­гают одно и то же: полнейшую зави­си­мость Мебиуса от той орга­ни­зации, куда он пошел бы на службу, и риск, на который человек не имеет права идти: гибель чело­ве­че­ства из-за оружия, которое можно создать на основе его открытий. В свое время, еще в моло­дости, такая ответ­ствен­ность заста­вила его выбрать иной путь — отка­заться от акаде­ми­че­ской карьеры, объявить, что ему явля­ется царь Соломон, чтобы его заперли в сума­сшедшем доме, ибо в нем он оказы­ва­ется свободнее, чем за его преде­лами. Чело­ве­че­ство отстает от физиков. И из-за них оно может погиб­нуть, Мебиус призы­вает обоих коллег остаться в сума­сшедшем доме и пере­дать по рации своему началь­ству, что Мебиус действи­тельно сума­сшедший. Они согла­ша­ются с его дово­дами.

Вслед за этим входят сани­тары в черной форме, в фуражках и с револь­ве­рами. Вместе с ними — доктор фон Цанг. Они обез­ору­жи­вают Килтона и Эйслера. Доктор сооб­щает физикам, что их разговор был подслушан и что они давно уже нахо­ди­лись под подо­зре­нием. Доктор заяв­ляет, что царь Соломон являлся ей все эти годы и сообщил, что теперь именно она должна принять власть над миром от лица царя, ибо Мебиус, кото­рому он сначала дове­рился, его предал. Она говорит, что давно уже сделала копии всех записей Мебиуса и на их основе открыла гигант­ские пред­при­ятия. Она подста­вила всех троих физиков, заставив их убить сиделок, которых сама на них и натра­вила, Для окру­жа­ю­щего мира они — убийцы. Сани­тары явля­ются сотруд­ни­ками ее завод­ской полиции. А эта вилла отныне стано­вится истинной сокро­вищ­ницей ее треста, откуда все трое не могут сбежать. Она мечтает о могу­ще­стве, о поко­рении Вселенной. Мир попадет в руки сума­сшедшей хозяйки сума­сшед­шего дома.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.121 ms