Униженные и оскорбленные

Краткое содержание рассказа
Читается за 12 минут(ы)

Иван Петрович, двадца­ти­че­ты­рех­летний начи­на­ющий писа­тель, в поисках новой квар­тиры встре­чает на петер­бург­ской улице стран­ного старика с собакой. Невоз­можно худой, в лохмо­тьях, он имеет обык­но­вение часами сидеть в конди­тер­ской Миллера возле Возне­сен­ского проспекта, греясь у печки и уста­вясь мерт­венным неви­дящим взглядом в кого-нибудь из посе­ти­телей. В этот мартов­ский вечер один из них возму­ща­ется «невеж­ли­во­стью» бедняка. Тот в страхе уходит и умирает непо­да­леку на тротуаре. Придя домой к незна­комцу, Иван Петрович узнает его имя — Смит — и решает посе­литься в его опустевшем жилище под самой кровлей много­квар­тир­ного дома,

С детства сирота, Иван Петрович вырос в семье Николая Серге­е­вича Ихме­нева, мелко­по­мест­ного дворя­нина старин­ного рода, управ­ля­ю­щего богатым имением князя Петра Алек­сан­дро­вича Валков­ского. Дружба и любовь связали его с дочерью Ихме­невых Наташей, моложе его тремя годами. Юношей герой уехал в Петер­бург, в универ­ситет, и увиделся со «своими» только через пять лет, когда они пере­ехали в столицу из-за ссоры с Валков­ским. Последний много лет оказывал дружбу и доверие своему управ­ля­ю­щему вплоть до того, что отправил ему на «воспи­тание» своего девят­на­дца­ти­лет­него тогда сына Алешу. Поверив слухам о стрем­лении Ихме­невых женить моло­дого князя на своей дочери, Валков­ский в отместку обвинил доброго, чест­ного и наив­ного старика в воров­стве и затеял судебный процесс.

Иван Петрович чуть ли не ежедневный гость у Ихме­невых, где вновь принят как родной. Именно здесь он читает свой первый роман, только что напе­ча­танный и имеющий чрез­вы­чайный успех. Крепнет любовь между ним и Наташей, речь уже заходит о свадьбе, с которой, однако, решают подо­ждать один год, пока лите­ра­турное поло­жение жениха не упро­чится.

«Чудное» время проходит, когда Ихме­невых начи­нает посе­щать Алеша. Валков­ский, имеющий свои виды на будущее сына, повто­ряет обви­нение в свод­ни­че­стве и запре­щает послед­нему видеться с Наташей. Оскорб­ленный Ихменев, однако, не подо­зре­вает о любви дочери и моло­дого князя, пока та не уходит из роди­тель­ского дома к любов­нику.

Влюб­ленные снимают квар­тиру и хотят вскоре обвен­чаться. Их отно­шения ослож­ня­ются необычным харак­тером Алеши. Этот красивый, изящный свет­ский юноша — сущий ребенок по наив­ности, беско­ры­стию, просто­душию, искрен­ности, но и эгоизму, легко­мыслию, безот­вет­ствен­ности, бесха­рак­тер­ности. Безмерно любя Наташу, он не стара­ется обес­пе­чить её мате­ри­ально, часто остав­ляет одну, затя­ги­вает мучи­тельное для нее состо­яние любов­ницы. Увле­ка­ю­щийся, безвольный Алеша подда­ется влиянию своего отца, жела­ю­щего женить его на богатой. Для этого надо разлу­чить сына с Наташей, и князь отка­зы­вает юноше в денежной поддержке. Это серьезное испы­тание для молодой четы. Но Наташа готова жить скромно и рабо­тать. Кроме того, найденная князем для Алеши невеста — Катя — прекрасная девушка, чистая и наивная, как и её пред­по­ла­га­емый жених. Ею нельзя не увлечься, и новая любовь, по расчету умного и прони­ца­тель­ного князя, вскоре вытеснит из неустой­чи­вого сердца сына старую. Да и сама Катя уже любит Алешу, не зная, что он не свободен.

Наташе с самого начала ясен её возлюб­ленный: «если я не буду при нем всегда, посто­янно, каждое мгно­вение, он разлюбит меня, забудет и бросит». Она любит «как сума­сшедшая», «нехо­рошо», ей «даже муки от него — счастье». Более сильная натура, она стре­мится власт­во­вать и «мучить до боли» — «и потому-то <...> поспе­шила отдаться <...> в жертву первая». Наташа продол­жает любить и Ивана Петро­вича — как заду­шев­ного и надеж­ного друга, опору, «золотое сердце», само­от­вер­женно одари­ва­ющее её заботой и теплом. «Мы будем жить втроем».

Бывшую квар­тиру Смита посе­щает его трина­дца­ти­летняя внучка Нелли. Пора­женный её замкну­то­стью, дико­стью и нищен­ским видом, Иван Петрович выяс­няет условия её жизни: мать Нелли недавно умерла от чахотки, а девочка попала в руки жестокой сводни. Размышляя о способах спасения Нелли, герой стал­ки­ва­ется на улице со старым школьным това­рищем Масло­бо­евым — частным детек­тивом, с помощью кото­рого выры­вает девочку из разврат­ного притона и посе­ляет у себя на квар­тире. Нелли тяжело больна, а главное — несча­стья и людская злоба сделали её недо­вер­чивой и болез­ненно гордой. Она с подо­зре­нием прини­мает заботы о себе, медленно отта­и­вает, но наконец горячо привя­зы­ва­ется к своему спаси­телю. Даже ревнует его к Наташе, чьей судьбой так занят её старший друг.

Уже полгода, как последняя ушла от безутешных роди­телей. Отец стра­дает молча и гордо, ночью проливая слезы над порт­ретом дочери, а днем осуждая и чуть ли не проклиная её. Мать отводит душу в разго­ворах о ней с Иваном Петро­вичем, который сооб­щает все новости. Они неуте­ши­тельны. Алеша все больше сбли­жа­ется с Катей, не пока­зы­ваясь у Наташи по нескольку дней. Та думает о разрыве: «Жениться он на мне не может; он не в силах пойти против отца». Тяжело, «когда он сам, первый, забудет» её возле другой — поэтому Наташа хочет опере­дить «измен­ника». Однако Алеша объяв­ляет Кате о невоз­мож­ности их брака из-за своей любви к Наташе и обяза­тельств перед ней. Вели­ко­душие «невесты», одоб­рившей его «благо­род­ство» и проявившей участие к поло­жению «счаст­ливой» сопер­ницы, восхи­щает Алешу. Князь Валков­ский, обес­по­ко­енный «твер­до­стью» сына, пред­при­ни­мает новый «ход». Придя к Наташе и Алеше, он дает притворное согласие на их брак, рассчи­тывая, что успо­ко­енная совесть юноши больше не будет препят­ствием для его возрас­та­ющей любви к Кате. Алеша «в восторге» от поступка отца; Иван же Петрович по ряду признаков заме­чает, что князю безраз­лично счастье сына. Наташа также быстро разга­ды­вает «игру» Валков­ского, чей план, однако, вполне удается. Во время бурного разго­вора она разоб­ла­чает его при Алеше. Притворщик решает действо­вать иначе: напра­ши­ва­ется в друзья к Ивану Петро­вичу.

Последний с удив­ле­нием узнает, что князь поль­зу­ется услу­гами Масло­боева по некоему делу, связан­ному с Нелли и её умершей матерью. Обиня­ками и наме­ками одно­кашник посвя­щает героя в его суть: много лет назад Валков­ский «залез» в пред­при­ятие с завод­чиком-англи­ча­нином Смитом. Желая «даром» завла­деть его день­гами, он соблазнил и увез за границу страстно влюб­ленную в него идеа­листку, дочь Смита, которая и отдала ему их. Обанк­ро­тив­шийся старик проклял дочь. Вскоре мошенник бросил девушку, с которой, видимо, все же вынужден был обвен­чаться, с маленькой Нелли на руках, без средств к суще­ство­ванию. После долгих стран­ствий смер­тельно больная мать возвра­ти­лась с Нелли в Петер­бург в надежде, что отец девочки примет участие в её судьбе. В отча­янии она не раз поры­ва­лась напи­сать подлецу мужу, преодолевая гордость и презрение. Сам же Валков­ский, лелея планы о новой выгодной женитьбе, боялся доку­ментов о законном браке, возможно, хранив­шихся у матери Нелли. Для их розыска и был нанят Масло­боев.

Валков­ский везет героя на вечер к Кате, где присут­ствует и Алеша. Наташин друг может убедиться в тщет­ности её надежд на Алешину любовь: «жених» Наташи не может оторваться от Кати­ного обще­ства. Затем Иван Петрович с князем едут ужинать в ресторан. Во время разго­вора Валков­ский сбра­сы­вает маску: высо­ко­мерно трети­рует довер­чи­вость и благо­род­ство Ихме­нева, цинично разгла­голь­ствует о женских досто­ин­ствах Наташи, откры­вает свои меркан­тильные планы отно­си­тельно Алеши и Кати, смеется над чувствами Ивана Петро­вича к Наташе и пред­ла­гает ему деньги за женитьбу на ней. Это сильная, но абсо­лютно безнрав­ственная личность, чье кредо «люби самого себя», а других используй в своих инте­ресах. Особенно забав­ляет князя игра на возвы­шенных чувствах своих жертв. Сам он ценит лишь деньги и грубые удоволь­ствия. Он хочет, чтобы герой подго­товил Наташу к близкой разлуке с Алешей (тот должен уехать в деревню вместе с Катей) без «сцен, пасто­ралей и шилле­ров­щины». Его цель — остаться в глазах сына любящим и благо­родным отцом «для удоб­ней­шего овла­дения впослед­ствии Кати­ными день­гами».

Далекий от планов отца, Алеша разры­ва­ется между двумя девуш­ками, уже не зная, какую любит сильнее. Однако Катя по своему харак­теру ему больше «пара». Перед отъездом сопер­ницы встре­ча­ются и решают судьбу Алеши помимо его участия: Наташа с болью усту­пает Кате своего возлюб­лен­ного, «без харак­тера» и по-детски «неда­ле­кого» умом. Странным образом «это-то» она «в нем и любила больше всего», а теперь то же самое любит Катя.

Валков­ский пред­ла­гает поки­нутой Наташе деньги за связь с развратным старичком графом. Подо­спевший Иван Петрович бьет и грубо выго­няет оскор­би­теля. Наташа должна вернуться в роди­тель­ский дом. Но как убедить старика Ихме­нева простить хотя и горячо любимую, но опозо­рившую его дочь? В допол­нение к прочим обидам князь только что выиграл судебный процесс и отни­мает у несчаст­ного отца все его небольшое состо­яние.

Уже давно Ихме­невы заду­мали взять к себе девочку-сиротку. Выбор пал на Нелли. Но та отка­зы­ва­лась жить у «жестоких» людей, подобных её дедушке Смиту, так и не простив­шему её мать при жизни. Умоляя Нелли расска­зать Ихме­неву историю своей матери, Иван Петрович наде­ется смяг­чить сердце старика. Его план удается: семья воссо­еди­ня­ется, а Нелли вскоре стано­вится «идолом всего дома» и откли­ка­ется на «всеобщую любовь» к себе.

В теплые июнь­ские вечера Иван Петрович, Масло­боев и доктор часто соби­ра­ются в госте­при­имном домике Ихме­невых на Васи­льев­ском острове. Скоро разлука: старик получил место в Перми. Наташа грустна из-за пере­жи­того. Омра­чает семейное счастье и серьезная болезнь сердца у Нелли, от которой бедняжка вскоре умирает. Перед смертью законная дочь князя Валков­ского не прощает, вопреки еван­гель­ской запо­веди, своего преда­теля отца, а, напротив, прокли­нает его. Наташа, удру­ченная будущим расста­ва­нием с Иваном Петро­вичем, жалеет, что разру­шила их возможное совместное счастье.

Эти записки состав­лены героем через год после описанных событий. Теперь он одинок, в боль­нице и, кажется, скоро умрет.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 3.298 ms