Подросток

Краткое содержание рассказа
Читается за 14 минут(ы)

Аркадий Мака­рович Долго­рукий, он же — Подро­сток, расска­зы­вает в своих записках о себе и собы­тиях послед­него времени, в которых он был одним из главных участ­ников. Ему двадцать лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступ­ление в универ­ситет решил отло­жить, чтобы не отвле­каться от осуществ­ления заветной идеи, которую вына­шивал чуть ли не с шестого класса.

Идея его — стать Ротшильдом, то есть нако­пить много денег, а вместе с день­гами обрести могу­ще­ство и уеди­нение. С людьми Аркадию, по его признанию, трудно, он теря­ется, ему кажется, что над ним смеются, он начи­нает само­утвер­ждаться и стано­вится слишком экспан­сивен. Идея не случайно закра­лась в его душу. Аркадий — побочный сын родо­ви­того дворя­нина Андрея Петро­вича Верси­лова и его дворовой, что порож­дает в нем, подростке гордом и само­лю­бивом, комплекс непол­но­цен­ности. Фамилию он носит другую — своего формаль­ного отца, тоже дворо­вого Верси­лова, Макара Ивано­вича Долго­ру­кого, но и это только лишний повод для унижения — при знаком­стве его часто пере­спра­ши­вают: князь Долго­рукий?

До гимназии он воспи­ты­вался в пансионе фран­цуза Тушара, где претерпел множе­ство унижений из-за своей неза­кон­но­рож­ден­ности. Все это сделало его особенно впечат­ли­тельным и ранимым. Однажды, придя к своему свод­ному брату, закон­ному сыну Верси­лова, для полу­чения пере­сланных отцом денег, он не был принят, хотя брат был дома, деньги же были пере­даны через лакея, что вызвало в Аркадии бурю него­до­вания. Его само­любие посто­янно насто­роже и легко уязв­ля­ется, но, добрый и востор­женный по натуре, при привет­ливом и добро­же­ла­тельном к нему отно­шении он от обиды и непри­язни стре­ми­тельно пере­ходит к любви и обожанию.

В Петер­бург он приез­жает по пригла­шению отца, чтобы посту­пить на службу. Кроме того, там живут его мать, кроткая и набожная Софья Андре­евна, и сестра Лиза, а главное, отец — Андрей Петрович Версилов, который принад­лежит к высшему русскому куль­тур­ному типу «всемир­ного боления за всех». Версилов испо­ве­дует идею духов­ного дворян­ства, высшей аристо­кратии духа, считает высшей русской куль­турной мыслью «всепри­ми­рение идей» и «всемирное граж­дан­ство».

В сердце Подростка он зани­мает огромное место. Воспи­ты­вав­шийся у чужих людей, Аркадий всего лишь однажды видел отца, и тот произвел на него неиз­гла­димое впечат­ление. «Каждая мечта моя, с самого детства, отзы­ва­лась им: витала около него, своди­лась на него в окон­ча­тельном резуль­тате. Я не знаю, нена­видел или любил я его, но он наполнял собою все мое будущее, все расчеты мои на жизнь». Он много думает о нем, пытаясь понять, что же тот за человек, он соби­рает слухи и мнения о нем разных людей. Версилов для него идеал: красота, ум, глубина, аристо­кра­тизм... И особенно — благо­род­ство, которое тем не менее посто­янно ставится Арка­дием под сомнение.

В Петер­бург Аркадий приез­жает насто­ро­женно-агрес­сивным по отно­шению к Верси­лову. Он хочет сокру­шить клевету на него, разда­вить его врагов, но одновре­менно подо­зре­вает его в низких и бесчестных поступках. Он хочет знать о нем всю правду. Он наслышан о его набож­ности и увле­чении като­ли­че­ством, кое-что известно о его пред­ло­жении Лидии Ахма­ковой, а также о поще­чине князя Сергея Соколь­ского, на которую Версилов не ответил. После какого-то скан­даль­ного поступка Версилов изгнан из высшего обще­ства, но все покрыто туманом и тайной.

Аркадия опре­де­ляют секре­тарем к бывшему другу Верси­лова, старому князю Николаю Ивано­вичу Соколь­скому, который привя­зы­ва­ется к умному и поры­ви­стому юноше. Однако тот вскоре из гордости отка­зы­ва­ется от места, тем более что дочь князя краса­вица Кате­рина Нико­ла­евна Ахма­кова, нахо­дя­щаяся в давних враж­дебных отно­ше­ниях с Верси­ловым, обви­няет Аркадия в шпион­стве.

Волей случая в руках Аркадия оказы­ва­ются два важных письма: из одного следует, что выиг­ранный Верси­ловым процесс о наслед­стве с князьями Соколь­скими может быть пере­смотрен не в его пользу. Во втором, напи­санном Кате­риной Нико­ла­евной, гово­рится о слабо­умии её отца, старого князя Соколь­ского, и необ­хо­ди­мости взять его в опеку. Письмо способно вызвать гнев старого князя с тяже­лыми для дочери послед­ствиями, а именно лише­нием наслед­ства. Этот «доку­мент», вокруг кото­рого закру­чи­ва­ется главная интрига, зашит у Аркадия в подкладке сюртука, хотя всем, в том числе и Кате­рине Нико­ла­евне, он говорит, что письмо было сожжено его знакомым Крафтом (он и передал его Аркадию), вскоре застре­лив­шимся.

Первое объяс­нение с Верси­ловым приводит к времен­ному прими­рению, хотя отно­шение Аркадия к отцу оста­ется насто­ро­женным. Он высту­пает в роли демона-иску­си­теля, отдавая Верси­лову письмо о наслед­стве, полагая, что тот утаит его, и заранее оправ­дывая его. Кроме того, чтобы защи­тить честь отца, он решает вызвать на дуэль того самого князя Сергея Соколь­ского, который когда-то дал Верси­лову поще­чину.

Аркадий идет к знако­мому Васину, чтобы просить быть секун­дантом, и там встре­чает его отчима, афериста Стебель­кова, от кото­рого узнает про груд­ного ребенка Верси­лова от Лидии Ахма­ковой. Тут же в соседней комнате разыг­ры­ва­ется скандал, также каким-то зага­дочным образом связанный с Верси­ловым. Вскоре Аркадий застанет продол­жение этого скан­дала на квар­тире матери, куда случайно придет одновре­менно с моло­денькой девушкой Олей, которая гневно обви­няет Верси­лова в подлости и швыряет данные им деньги, а чуть позже кончает с собой. В душе Подростка смута. Версилов пред­стает тайным развра­ти­телем. Ведь и сам Аркадий — плод верси­лов­ской грешной страсти к чужой жене, которую он уводит от закон­ного мужа. Где честь? Где долг? Где благо­род­ство?..

Аркадий наконец выска­зы­вает отцу все, что нако­пи­лось в душе за годы унижений, стра­даний и размыш­лений, и объяв­ляет о своем разрыве с Верси­ловым, чтобы затем гордо удалиться в свой угол и там зата­иться. Он не остав­ляет мысли о дуэли с князем Сергеем Соколь­ским и бросает ему вызов, однако тот выра­жает свое глубокое раска­яние и не менее глубокое уважение к самому Верси­лову. Расста­ются они боль­шими друзьями. Тут же стано­вится известно, что Версилов отка­зался от наслед­ства в пользу князей. Выяс­ня­ется, что и вины его в само­убий­стве Оли не было: деньги им были даны ей совер­шенно беско­рыстно, в каче­стве помощи, но она, уже несколько раз стано­вив­шаяся объектом гнусных пося­га­тельств, поняла его поступок превратно.

Проходят два месяца, Аркадий приоделся франтом и ведет самый свет­ский образ жизни, беря деньги у князя Сергея Соколь­ского в счет тех, что как бы пола­га­ются Верси­лову. Главное его увле­чение — игра в рулетку. Он часто проиг­ры­ва­ется, но это его не оста­нав­ли­вает. Версилов время от времени заходит к Аркадию побе­се­до­вать. Между отцом и сыном уста­нав­ли­ва­ются самые близкие и дове­ри­тельные отно­шения. Завя­зы­ва­ются друже­ские отно­шения у Аркадия и с Кате­риной Нико­ла­евной Ахма­ковой.

Между тем стано­вится известно, что законная дочь Верси­лова, сводная сестра Аркадия Анна Андре­евна наме­рена всту­пить в брак со старым князем Соколь­ским и чрез­вы­чайно озабо­чена вопросом о наслед­стве. Для нее важен доку­мент, поро­чащий дочь князя Ахма­кову, и она чрез­вы­чайно им инте­ре­су­ется.

Однажды Кате­рина Нико­ла­евна назна­чает Аркадию встречу у его тетки Татьяны Павловны Прут­ковой. Он летит окры­ленный и, застав её одну, вооду­шев­ля­ется еще больше, размеч­тав­шись, что ему назна­чено любовное свидание. Да, он подо­зревал её в ковар­стве, в желании узнать про доку­мент, но теперь, заво­ро­женный её просто­ду­шием и сердеч­но­стью, восхи­щенно слагает гимн её красоте и цело­мудрию. Она слегка отстра­няет слишком уж разго­ря­чив­ше­гося юношу, хотя вовсе и не стре­мится пога­сить вспых­нувший в нем огонь.

В полу­го­ря­чечном состо­янии Аркадий играет в рулетку и выиг­ры­вает много денег. Во время исте­рич­ного объяс­нения с князем Сережей, обидевшим Аркадия тем, что тот отвер­нулся от него в игорном зале, он узнает, что сестра Лиза бере­менна от князя. Ошара­шенный, Аркадий отдает ему все выиг­ранное. О свидании же с Ахма­ковой Аркадий расска­зы­вает во всех подроб­но­стях Верси­лову, и тот посы­лает ей гневное оскор­би­тельное письмо. Аркадий, узнав о письме, в тоске стре­мится объяс­ниться с Кате­риной Нико­ла­евной, но та избе­гает его. Аркадий снова играет в рулетку и снова выиг­ры­вает, но его неспра­вед­ливо обви­няют в краже чужих денег и выпи­хи­вают из игор­ного зала.

Под впечат­ле­нием пере­житых унижений он засы­пает на морозе, ему снится пансион, где его обижали и Тушар, и прия­тель Ламберт, просы­па­ется он от чьих-то ударов и видит... Ламберта. Старый прия­тель приводит его к себе, поит вином, и Аркадий в порыве откро­вен­ности расска­зы­вает ему о роковом доку­менте. С этого момента негодяй Ламберт начи­нает плести свои гнусные интриги, пытаясь исполь­зо­вать и Аркадия.

В свою очередь князь Сергей Соколь­ский, незлой, но слабо­ха­рак­терный человек, оказы­ва­ется каким-то образом заме­шанным в подделке акций, которой зани­ма­ется аферист Стебельков, также плетущий свои сети вокруг героя. Не лишенный совести и чести, князь идет в полицию и призна­ется во всем. Аресто­ванный, он, однако, совер­шает еще одну подлость — из ревности доносит на Васина, кото­рому принад­лежит некая крамольная руко­пись, данная им Лизе и от нее уже попавшая к Соколь­скому. В резуль­тате арестован и Васин.

В эти же дни тяжело заболевший Аркадий знако­мится со своим законным отцом Макаром Ивано­вичем Долго­руким, благо­об­разным и набожным старцем, в стран­ствиях соби­равшим на постройку храма, а теперь из-за болезни оста­но­вив­шимся у матери Аркадия. Во время их бесед мудрый старец проли­вает свет в его душу.

Пред­по­ла­га­ется приезд старого князя Соколь­ского с Анной Андре­евной, причем князя наме­ре­ва­ются разме­стить в той же квар­тире, где живет Аркадий, — в надежде, что тот не выдержит, увидев князя в состо­янии страха и подав­лен­ности, и покажет ему письмо Ахма­ковой. Между тем умирает Макар Иванович, в резуль­тате чего Версилов полу­чает возмож­ность всту­пить в законный брак с матерью Аркадия. Но в нем вновь вспы­хи­вает исступ­ленная страсть к Ахма­ковой, дово­дящая его до поме­ша­тель­ства. На глазах всей семьи он раска­лы­вает особенно дорогую для Софьи Андре­евны икону, заве­щанную ему Макаром Ивано­вичем, и уходит. Аркадий разыс­ки­вает его и подслу­ши­вает объяс­нение Верси­лова с Ахма­ковой. Он потрясен стра­стью отца, в которой борются любовь и нена­висть. Ахма­кова же призна­ется, что когда-то любила его, но теперь точно не любит, а за барона Бьоринга выходит замуж потому, что за ним ей будет спокойно.

Сострадая отцу и желая спасти его, нена­видя и в то же время ревнуя Ахма­кову, запу­тав­шись в собственных чувствах, Аркадий бежит к Ламберту и обсуж­дает с ним действия против Ахма­ковой — с тем чтобы опозо­рить её. Ламберт подпа­и­вает Подростка и ночью с помощью своей любов­ницы Альфон­синки крадет доку­мент, зашив вместо него пустую бумажку.

На следу­ющий день приез­жает старый князь Соколь­ский. Анна Андре­евна всячески пыта­ется воздей­ство­вать на брата, но Аркадий, раска­яв­шись после отча­янной откро­вен­ности с Ламбертом, кате­го­ри­чески отка­зы­ва­ется действо­вать против Ахма­ковой. Между тем в квар­тиру врыва­ется Бьоринг и силой увозит князя. Защищая теперь уже честь Анны Андре­евны, Аркадий пыта­ется бороться, но безре­зуль­татно. Его заби­рают в участок.

Вскоре его отпус­кают, и он узнает, что Ламберт и Версилов зама­нили Кате­рину Нико­ла­евну к тетке Аркадия Татьяне Павловне. Он спешит туда и поспе­вает в самые крити­че­ские минуты: Ламберт, угрожая доку­ментом, а затем и револь­вером, вымо­гает у Ахма­ковой деньги. В этот момент выбе­гает прятав­шийся Версилов, отни­мает револьвер и оглу­шает им Ламберта. Кате­рина Нико­ла­евна в ужасе падает в обморок. Версилов подхва­ты­вает её на руки и бессмыс­ленно носит на руках, а затем укла­ды­вает свою жертву на кровать и, внезапно вспомнив про револьвер, хочет выстре­лить сначала в нее, а потом в себя. Во время борьбы с Арка­дием и подо­спевшим к нему на помощь Триша­товым он пыта­ется покон­чить с собой, но попа­дает не в сердце, а в плечо.

После пере­жи­того кризиса Версилов оста­ется с Софьей Андре­евной, Ахма­кова разры­вает с Бьорингом, а Подростка, так и не отрек­ше­гося от его идеи, теперь, правда, «уже в совер­шенно ином виде», угова­ри­вают посту­пать в универ­ситет. Записки же эти, по словам героя, послу­жили его пере­вос­пи­танию — «именно процессом припо­ми­нания и запи­сы­вания».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 3.22 ms