Игрок

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

Алексей Иванович, 25-летний домашний учитель, вместе с семьей пожи­лого гене­рала Заго­рян­ского — падче­рицей Полиной и двумя мало­лет­ними детьми — живет в роскошном отеле на немецком курорте Руле­тен­бург. Ещё в России генерал заложил свое имение некоему маркизу Де-Грие и уже полгода с нетер­пе­нием ждет из Москвы изве­стий о смерти больной тетки Анто­ниды Васи­льевны Тара­се­ви­чевой. Тогда Де-Грие вступит во владение имуще­ством гене­рала, а последний получит большое наслед­ство и женится на молодой красивой фран­цу­женке маде­му­а­зель Бланш, в которую без памяти влюблен. Фран­цузы, в ожидании крупных денег, посто­янно нахо­дятся возле гене­рала, чело­века неда­ле­кого и просто­душ­ного, к тому же подвер­жен­ного сильным стра­стям. К Алексею Ивано­вичу все они отно­сятся свысока, почти как к слуге, что сильно заде­вает его само­любие. В дружбе русский учитель состоит лишь с англи­ча­нином Астлеем, аристо­кратом и богачом, на редкость честным, благо­родным и цело­муд­ренным чело­веком. Оба они влюб­лены в Полину.

Около двух месяцев назад эта красивая и гордая девушка поже­лала сделать Алексея Ивано­вича своим другом. Между ними уста­но­ви­лись свое­об­разные отно­шения «раба» и «мучи­тель­ницы». Обра­зо­ванный дворянин, но без средств, Алексей Иванович уязвлен своим зави­симым поло­же­нием — поэтому любовь к высо­ко­мерной и бесце­ре­монной с ним Полине нередко смеши­ва­ется у него с нена­ви­стью. Молодой учитель убежден, что только деньги способны вызвать к нему уважение окру­жа­ющих, в том числе любимой девушки: «Деньги — всё!» Един­ственный способ их обре­тения — выигрыш в рулетку. Полина также нужда­ется в деньгах, но для пока непо­нятных Алексею Ивано­вичу целей. Она не верит в серьез­ность любви героя, возможно потому, что в нем слишком развито само­любие, дохо­дящее порой до желания убить жестокую насмеш­ницу. Все же, по капризу своей пове­ли­тель­ницы, учитель совер­шает нелепую выходку: оскорб­ляет во время прогулки прус­скую барон­скую чету Вурмер­гельмов.

Вечером разра­жа­ется скандал. Барон потре­бовал от гене­рала лишить места дерз­кого «слугу». Тот грубо распе­кает Алексея Ивано­вича. Со своей стороны последний возмущен тем, что генерал взялся отве­чать за его поступок: он сам «лицо, юриди­чески компе­тентное». Борясь за свое чело­ве­че­ское досто­ин­ство даже в «прини­женном поло­жении» учителя, он ведет себя вызы­вающе, и дело действи­тельно конча­ется его уволь­не­нием. Однако генерал почему-то напуган наме­ре­нием бывшего учителя самому объяс­ниться с бароном. Он присы­лает к Алексею Ивано­вичу Де-Грие теперь уже с просьбой оста­вить свою затею. Видя упор­ство Алексея, француз пере­ходит к угрозам, а затем пере­дает записку от Полины: «<...> пере­станьте и уйми­тесь <...> Вы мне нужны <...>» «Раб» пови­ну­ется, но озадачен влия­нием Де-Грие на Полину.

Встре­тив­шийся на «проме­наде» Астлей, кото­рому герой расска­зы­вает о произо­шедшем, объяс­няет дело. Оказы­ва­ется, два года назад маде­му­а­зель Бланш уже прово­дила сезон в Руле­тен­бурге. Поки­нутая любов­ни­ками, без денег, она безуспешно пытала судьбу на рулетке. Затем решила очаро­вать барона, за что, по жалобе баро­нессы в полицию, была выслана из города. Сейчас же, стре­мясь стать гене­ральшей, Бланш должна избе­гать внимания Вурмер­гельмов. Продол­жение скан­дала неже­ла­тельно.

Возвра­щаясь в отель, Алексей Иванович в изум­лении видит на крыльце только что прие­хавшую из России «бабушку», смерти которой тщетно ждут генерал и фран­цузы. Это 75-летняя «грозная и богатая <...> поме­щица и москов­ская барыня», в кресле, с пара­ли­зо­ван­ными ногами, с пове­ли­тельно-грубо­ва­тыми мане­рами. Её приезд — «ката­строфа для всех»: прямая и искренняя, старуха сразу же отка­зы­вает гене­ралу в деньгах за его отно­шение к себе. «Историю» Алексея Ивано­вича с прус­ским бароном она судит с позиций русского нацио­наль­ного досто­ин­ства: «не умеете отече­ства своего поддер­жать». Её заботит неза­видная судьба Полины и гене­раль­ских детей; слуга для патри­ар­хальной барыни тоже «живой человек». Невзлюбив фран­цузов, она высоко оценила Астлея.

Желая осмот­реть местные досто­при­ме­ча­тель­ности, бабушка велит Алексею Ивано­вичу везти себя на рулетку, где «в исступ­лении» начи­нает делать ставки и выиг­ры­вает значи­тельную сумму.

Генерал и фран­цузы стра­шатся, что бабушка проиг­рает их будущее наслед­ство: они умоляют Алексея Ивано­вича отвлечь старуху от игры. Однако в тот же вечер она снова в «воксале». На этот раз эксцен­тричная моск­вичка «профер­шпи­лила» все наличные и часть ценных бумаг. Раска­и­ваясь в легко­мыслии, она наме­ре­ва­ется построить церковь в «подмос­ковной» и велит тотчас же соби­раться в Россию. Но за двадцать минут до отхода поезда меняет планы: «Жива не хочу быть, отыг­раюсь!» Алексей Иванович отка­зы­ва­ется сопро­вож­дать её на рулетку. В течение вечера и следу­ю­щего дня бабушка проиг­ры­вает почти все свое состо­яние.

Де-Грие уезжает из города; Бланш «отшвы­ри­вает» от себя гене­рала, пере­став даже узна­вать его при встрече. От отча­яния тот почти теряет рассудок.

Наконец старуха уезжает в Россию на занятые у Астлея деньги. У нее оста­лась недви­жи­мость, и она зовет к себе в Москву Полину с детьми. Убедив­шись в могу­ще­стве стра­стей, мягче отзы­ва­ется о гене­рале: «Да и того несчаст­ного <...> грешно мне теперь обви­нять».

Вечером, в темноте, Алексей Иванович находит у себя в номере Полину. Она пока­зы­вает ему прощальное письмо Де-Грие. Между ней и фран­цузом была связь, но без бабуш­ки­ного наслед­ства расчет­ливый «маркиз» отка­зался жениться. Впрочем, он возвратил гене­ралу закладные на пять­десят тысяч франков — «собственные» деньги Полины. Гордая до страсти, она мечтает бросить в «подлое лицо» Де-Грие эти пять­десят тысяч. Добыть их должен Алексей Иванович.

Герой кида­ется в игорный зал. Счастье улыба­ется ему, и он вскоре приносит в отель огромную сумму — двести тысяч франков. Ещё в «воксале» бывший учитель ощутил «ужасное насла­ждение удачи, победы, могу­ще­ства». Игра из сред­ства само­утвер­ждения и «служения» любимой превра­ща­ется для него в само­сто­я­тельную, всепо­гло­ща­ющую страсть. Даже в присут­ствии Полины игрок не может отвести глаз от прине­сенной им «груды билетов и свертков золота». Девушка уязв­лена тем, что для Алексея Ивано­вича, как и для Де-Грие, другие инте­ресы важнее любви к ней. Гордячка отка­зы­ва­ется принять «даром» пять­десят тысяч и проводит с героем ночь. Утром с нена­ви­стью швыряет банк­ноты в лицо любов­нику и убегает.

Беско­рыстный друг Астлей, приютив больную Полину, винит Алексея Ивано­вича за непо­ни­мание её внут­ренней драмы и неспо­соб­ность к насто­ящей любви. «Клянусь, мне было жаль Полину, — вторит ему герой, — но <...> с <...> той минуты, как я дотро­нулся вчера до игор­ного стола и стал загре­бать пачки денег, — моя любовь отсту­пила как бы на второй план».

В тот же день Бланш без труда соблаз­няет разбо­га­тев­шего русского и увозит с собой в Париж. Завладев его день­гами, она, для приоб­ре­тения имени и титула, соче­та­ется браком с прие­хавшим сюда же гене­ралом. Тот совсем «поте­рялся» и согласен на самую жалкую роль при расчет­ливой и распутной фран­цу­женке. Через три недели Алексей Иванович без сожа­ления о растра­ченных деньгах поки­дает любов­ницу и едет на рулетку в Гамбург.

Более полу­тора лет он скита­ется по «игорным» городам Германии, опус­каясь порой до службы в лакеях и тюрем­ного заклю­чения за неупла­ченный долг. В нем все «одере­ве­нело».

И вот — неожи­данная встреча в Гамбурге с Астлеем, который разыскал Алексея Ивано­вича по пору­чению Полины, живущей в Швей­царии с родствен­ни­ками англи­ча­нина. Герой узнает о смерти бабушки в Москве и гене­рала в Париже, а главное — о неугасшей любви к себе Полины. Оказы­ва­ется, он ошибался, думая, что она любила Де-Грие. Астлей считает своего друга «погибшим чело­веком», не способным, в силу своего русского харак­тера, проти­во­стоять губи­тельным стра­стям. «Не первый вы не пони­маете, что такое труд (я не о народе вашем говорю). Рулетка — это игра по преиму­ще­ству русская».

«Нет, он не прав! Он резок и скор насчет русских», — думает Алексей Иванович в надежде «воскрес­нуть» в любви с Полиной. Нужно лишь «выдер­жать характер» по отно­шению к игре. Выйдет ли?

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 2.627 ms