Идиот

Краткое содержание рассказа
Читается за 15 минут(ы)

Действие романа проис­ходит в Петер­бурге и Павловске конца 1867 — начала 1868 г.

Князь Лев Нико­ла­евич Мышкин приез­жает в Петер­бург из Швей­царии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знат­ного дворян­ского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благо­де­телем Павли­щевым в швей­цар­ский сана­торий. Там он прожил четыре года и теперь возвра­ща­ется в Россию с неяс­ными, но боль­шими планами послу­жить ей. В поезде князь знако­мится с Парфеном Рого­жиным, сыном бога­того купца, унасле­до­вавшим после его смерти огромное состо­яние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филип­повны Бараш­ковой, любов­ницы некоего бога­того аристо­крата Тоцкого, которой страстно увлечен Рогожин.

По приезде князь со своим скромным узелком отправ­ля­ется в дом гене­рала Епан­чина, дальним родствен­ником жены кото­рого, Елиза­веты Проко­фьевны, явля­ется. В семье Епан­чиных три дочери — старшая Алек­сандра, средняя Аделаида и младшая, общая люби­мица и краса­вица Аглая. Князь пора­жает всех непо­сред­ствен­но­стью, довер­чи­во­стью, откро­вен­но­стью и наив­но­стью, настолько необы­чай­ными, что пона­чалу его прини­мают очень насто­ро­женно, однако с все большим любо­пыт­ством и симпа­тией. Обна­ру­жи­ва­ется, что князь, пока­зав­шийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-насто­я­щему глубок, например, когда расска­зы­вает о виденной им за границей смертной казни. Здесь же князь знако­мится и с чрез­вы­чайно само­лю­бивым секре­тарём гене­рала Ганей Ивол­гиным, у кото­рого видит портрет Настасьи Филип­повны. Её лицо осле­пи­тельной красоты, гордое, полное презрения и зата­ен­ного стра­дания, пора­жает его до глубины души.

Узнает князь и неко­торые подроб­ности: обольсти­тель Настасьи Филип­повны Тоцкий, стре­мясь осво­бо­диться от нее и вына­шивая планы жениться на одной из дочерей Епан­чиных, сватает её за Ганю Ивол­гина, давая в каче­стве прида­ного семь­десят пять тысяч. Ганю манят деньги. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в даль­нейшем значи­тельно приумно­жить капитал, но в то же время ему не дает покоя унизи­тель­ность поло­жения. Он бы пред­почёл брак с Аглаей Епан­чиной, в которую, может быть, даже немного влюблён (хотя и тут тоже его ожидает возмож­ность обога­щения). Он ждет от нее реша­ю­щего слова, ставя от этого в зави­си­мость даль­нейшие свои действия. Князь стано­вится невольным посред­ником между Аглаей, которая неожи­данно делает его своим дове­ренным лицом, и Ганей, вызывая в том раздра­жение и злобу.

Между тем князю пред­ла­гают посе­литься не где-нибудь, а именно в квар­тире Ивол­гиных. Не успе­вает князь занять предо­став­ленную ему комнату и пере­зна­ко­миться со всеми обита­те­лями квар­тиры, начиная с родных Гани и кончая женихом его сестры молодым ростов­щиком Птицыным и госпо­дином непо­нятных занятий Ферды­щенко, как проис­ходят два неожи­данных события. В доме внезапно появ­ля­ется не кто иной, как Настасья Филип­повна, прие­хавшая пригла­сить Ганю и его близких к себе на вечер. Она забав­ля­ется, выслу­шивая фантазии гене­рала Ивол­гина, которые только нака­ляют атмо­сферу. Вскоре появ­ля­ется шумная компания с Рого­жиным во главе, который выкла­ды­вает перед Наста­сьей Филип­повной восем­на­дцать тысяч. Проис­ходит нечто вроде торга, как бы с её насмеш­ливо-презри­тельным участием: это её-то, Настасью Филип­повну, за восем­на­дцать тысяч? Рогожин же отсту­пать не соби­ра­ется: нет, не восем­на­дцать — сорок. Нет, не сорок — сто тысяч!..

Для сестры и матери Гани проис­хо­дящее нестер­пимо оскор­би­тельно: Настасья Филип­повна — продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она — надежда на обога­щение. Разра­жа­ется скандал: возму­щенная сестра Гани Варвара Арда­ли­о­новна плюет ему в лицо, тот соби­ра­ется ударить её, но за нее неожи­данно всту­па­ется князь и полу­чает поще­чину от взбе­шен­ного Гани. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — в этой фразе весь князь Мышкин, вся его беспо­добная кротость. Даже в эту минуту он состра­дает другому, пусть даже и обид­чику. Следу­ющее его слово, обра­щённое к Настасье Филип­повне: «Разве вы такая, какою теперь пред­став­ля­лись», станет ключом к душе гордой женщины, глубоко стра­да­ющей от своего позора и полю­бившей князя за признание её чистоты.

Поко­ренный красотой Настасьи Филип­повны, князь приходит к ней вечером. Здесь собра­лось разно­шерстное обще­ство, начиная с гене­рала Епан­чина, тоже увле­чен­ного геро­иней, до шута Ферды­щенко. На внезапный вопрос Настасьи Филип­повны, выхо­дить ли ей за Ганю, он отве­чает отри­ца­тельно и тем самым разру­шает планы присут­ству­ю­щего здесь же Тоцкого. В поло­вине двена­дца­того разда­ется удар коло­коль­чика и появ­ля­ется прежняя компания во главе с Рого­жиным, который выкла­ды­вает перед своей избран­ницей завер­нутые в газету сто тысяч.

И снова в центре оказы­ва­ется князь, кото­рого больно ранит проис­хо­дящее, он призна­ется в любви к Настасье Филип­повне и выра­жает готов­ность взять её, «честную», а не «рого­жин­скую», в жены. Тут же внезапно выяс­ня­ется, что князь получил от умершей тетки довольно солидное наслед­ство. Однако решение принято — Настасья Филип­повна едет с Рого­жиным, а роковой сверток со ста тыся­чами бросает в горящий камин и пред­ла­гает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удер­жи­ва­ется, чтобы не броситься за вспых­нув­шими день­гами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филип­повна сама выхва­ты­вает камин­ными щипцами пачку и остав­ляет деньги Гане в награду за его муки (потом они будут гордо возвра­щены им).

Проходит шесть месяцев. Князь, поездив по России, в част­ности и по наслед­ственным делам, и просто из инте­реса к стране, приез­жает из Москвы в Петер­бург. За это время, по слухам, Настасья Филип­повна несколько раз бежала, чуть ли не из-под венца, от Рого­жина к князю, неко­торое время оста­ва­лась с ним, но потом бежала и от князя.

На вокзале князь чувствует на себе чей-то огненный взгляд, который томит его смутным пред­чув­ствием. Князь наносит визит Рого­жину в его грязно-зеленом мрачном, как тюрьма, доме на Горо­ховой улице, во время их разго­вора князю не дает покоя садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин наконец в раздра­жении не отби­рает его у него (потом этим ножом будет убита Настасья Филип­повна). В доме Рого­жина князь видит на стене копию картины Ханса Голь­бейна, на которой изоб­ражен Спаси­тель, только что снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смот­реть на нее, князь в изум­лении вскри­ки­вает, что «...от этой картины у иного ещё вера может пропасть», и Рогожин это неожи­данно подтвер­ждает. Они обме­ни­ва­ются крестами, Парфен ведет князя к матушке для благо­сло­вения, поскольку они теперь, как родные братья.

Возвра­щаясь к себе в гости­ницу, князь в воротах неожи­данно заме­чает знакомую фигуру и устрем­ля­ется вслед за ней на темную узкую лест­ницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, свер­ка­ющие глаза Рого­жина, зане­сенный нож. В это же мгно­вение с князем случа­ется припадок эпилепсии. Рогожин убегает.

Через три дня после припадка князь пере­ез­жает на дачу Лебе­дева в Павловск, где нахо­дится также семей­ство Епан­чиных и, по слухам, Настасья Филип­повна. В тот же вечер у него соби­ра­ется большое обще­ство знакомых, в том числе и Епан­чины, решившие наве­стить боль­ного князя. Коля Иволгин, брат Гани, поддраз­ни­вает Аглаю «рыцарем бедным», явно намекая на её симпатию к князю и вызывая болез­ненный интерес матери Аглаи Елиза­веты Проко­фьевны, так что дочь вынуж­дена объяс­нить, что в стихах изоб­ражен человек, способный иметь идеал и, поверив в него, отдать за этот идеал жизнь, а затем вдох­но­венно читает и само стихо­тво­рение Пушкина.

Чуть позже появ­ля­ется компания молодых людей во главе с неким молодым чело­веком Бурдов­ским, якобы «сыном Павли­щева». Они вроде как ниги­листы, но только, по словам Лебе­дева, «дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с». Зачи­ты­ва­ется паск­виль из газетки о князе, а затем от него требуют, чтобы он как благо­родный и честный человек возна­градил сына своего благо­де­теля. Однако Ганя Иволгин, кото­рому князь поручил заняться этим делом, дока­зы­вает, что Бурдов­ский вовсе не сын Павли­щева. Компания в смущении отсту­пает, в центре внимания оста­ется лишь один из них — чахо­точный Ипполит Терен­тьев, который, само­утвер­ждаясь, начи­нает «оратор­ство­вать». Он хочет, чтобы его пожа­лели и похва­лили, но ему и стыдно своей откры­тости, вооду­шев­ление его сменя­ется яростью, особенно против князя. Мышкин же всех внима­тельно выслу­ши­вает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми вино­ватым.

Ещё через несколько дней князь посе­щает Епан­чиных, затем все семей­ство Епан­чиных вместе с князем Евге­нием Павло­вичем Радом­ским, ухажи­ва­ющим за Аглаей, и князем Щ., женихом Аделаиды, отправ­ля­ются на прогулку. На вокзале непо­да­леку от них появ­ля­ется другая компания, среди которой Настасья Филип­повна. Она фами­льярно обра­ща­ется к Радом­скому, сообщая тому о само­убий­стве его дядюшки, растра­тив­шего крупную казенную сумму. Все возму­щены прово­ка­цией. Офицер, прия­тель Радом­ского, в него­до­вании заме­чает, что «тут просто хлыст надо, иначе ничем не возь­мешь с этой тварью!», в ответ на его оскорб­ление Настасья Филип­повна выхва­ченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассе­кает его лицо. Офицер соби­ра­ется ударить Настасью Филип­повну, но князь Мышкин удер­жи­вает его.

На празд­но­вании дня рождения князя Ипполит Терен­тьев читает напи­санное им «Мое необ­хо­димое объяс­нение» — потря­са­ющую по глубине испо­ведь почти не жившего, но много пере­ду­мав­шего моло­дого чело­века, обре­чен­ного болезнью на преж­девре­менную смерть. После чтения он совер­шает попытку само­убий­ства, но в писто­лете не оказы­ва­ется капсюля. Князь защи­щает Иппо­лита, мучи­тельно бояще­гося пока­заться смешным, от нападок и насмешек.

Утром на свидании в парке Аглая пред­ла­гает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-насто­я­щему любит её. Чуть позже в том же парке проис­ходит встреча князя и Настасьи Филип­повны, которая встает перед ним на колени и спра­ши­вает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исче­зает с Рого­жиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где угова­ри­вает её выйти за князя замуж.

Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи. К Епан­чиным пригла­шены высо­ко­по­став­ленные гости на своего рода «смот­рины» князя. Хотя Аглая считает, что князь несрав­ненно выше всех них, герой именно из-за её пристраст­ности и нетер­пи­мости боится сделать неверный жест, молчит, но потом болез­ненно вооду­шев­ля­ется, много говорит о като­ли­цизме как анти­хри­сти­ан­стве, объяс­ня­ется всем в любви, разби­вает драго­ценную китай­скую вазу и падает в очередном припадке, произ­ведя на присут­ству­ющих болез­ненное и неловкое впечат­ление.

Аглая назна­чает встречу Настасье Филип­повне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Кроме них присут­ствует только Рогожин. «Гордая барышня» строго и непри­яз­ненно спра­ши­вает, какое право имеет Настасья Филип­повна писать ей письма и вообще вмеши­ваться в её и князя личную жизнь. Оскорб­ленная тоном и отно­ше­нием сопер­ницы, Настасья Филип­повна в порыве мщения призы­вает князя остаться с ней и гонит Рого­жина. Князь разры­ва­ется между двумя женщи­нами. Он любит Аглаю, но он любит и Настасью Филип­повну — любовью-жало­стью. Он назы­вает её поме­шанной, но не в силах бросить её. Состо­яние князя все хуже, все больше и больше погру­жа­ется он в душевную смуту.

Наме­ча­ется свадьба князя и Настасьи Филип­повны. Событие это обрас­тает разного рода слухами, но Настасья Филип­повна как будто радостно гото­вится к нему, выпи­сывая наряды и пребывая то в вооду­шев­лении, то в беспри­чинной грусти. В день свадьбы, по пути к церкви, она внезапно броса­ется к стоя­щему в толпе Рого­жину, который подхва­ты­вает её на руки, садится в экипаж и увозит её.

На следу­ющее утро после её побега князь приез­жает в Петер­бург и сразу отправ­ля­ется к Рого­жину. Того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь ходит по знакомым Настасьи Филип­повны, пытаясь что-нибудь разуз­нать про неё, несколько раз возвра­ща­ется к дому Рого­жина, но безре­зуль­татно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по зной­ному городу, полагая, что Парфен все-таки непре­менно появится. Так и случа­ется: на улице его встре­чает Рогожин и шепотом просит следо­вать за ним. В доме он приводит князя в комнату, где в алькове на кровати под белой простыней, обстав­ленная склян­ками со жданов­ской жидко­стью, чтобы не чувство­вался запах тления, лежит мертвая Настасья Филип­повна.

Князь и Рогожин вместе проводят бессонную ночь над трупом, а когда на следу­ющий день в присут­ствии полиции откры­вают дверь, то находят мечу­ще­гося в бреду Рого­жина и успо­ка­и­ва­ю­щего его князя, который уже ничего не пони­мает и никого не узнает. События полно­стью разру­шают психику Мышкина и окон­ча­тельно превра­щают его в идиота.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.







время формирования страницы 4.648 ms