Дядюшкин сын

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

Марья Алек­сан­дровна Москалева, благо­даря непре­взой­ден­ному умению пустить пыль в глаза, «убить» сопер­ницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана «первой дамой» губерн­ского города Морда­сова. Нена­видя и боясь, все, однако, признают её влияние. Её супруг Афанасий Матве­евич, просто­ватый и до край­ности запу­ганный женой, когда-то лишился места «за неспо­соб­но­стью и слабо­умием» и живет один в «подго­родной деревне», парясь в бане и попивая чай. У Москалевых всего сто двадцать душ имения; Марья же Алек­сан­дровна мечтает о блестящей жизни в «высшем обще­стве», един­ственный путь к которой — выгодное заму­же­ство её двадца­ти­трех­летней краса­вицы дочери Зины. Поэтому два года назад она резко воспро­ти­ви­лась любви девушки к скром­ному учителю вскоре умер­шего малень­кого брата. Красивый и обра­зо­ванный молодой человек был всего лишь сыном дьячка, получал грошовое жало­ванье в уездном училище, но считал себя великим поэтом с большим будущим. Зина, несмотря на отказ матери на их брак, продол­жала видеться и пере­пи­сы­ваться с Васей. После какой-то ссоры само­лю­бивый юноша в припадке мщения передал город­ским сплет­никам одно из её любовных писем, что грозило скан­далом. Спасая репу­тацию дочери, Марья Алек­сан­дровна запла­тила двести рублей своей прижи­валке Настасье Петровне за кражу письма у недоб­ро­же­ла­телей. «Честь» Зины была спасена. Раска­яв­шийся Вася в отча­янии выпил смесь табака с вином, чем вызвал у себя чахотку. Сейчас он при смерти. Оскорб­ленная Зина все это время, однако, «терза­ется» и помо­гает день­гами матери боль­ного.

Не видя лучшей партии, старшая Москалева не прочь выдать «пере­зре­ва­ющую» дочь за двадца­ти­пя­ти­лет­него Павла Алек­сан­дро­вича Мозг­ля­кова. У него всего сто пять­десят душ и «немного пусто в голове», но «недурные манеры», отличные костюмы и «большие надежды» на место в Петер­бурге. Мозг­ляков «влюблен до безумия» и уже сделал пред­ло­жение. Равно­душная к нему Зина не отве­чает окон­ча­тельным отказом, а просит две недели на раздумье. Нетер­пе­ливый юноша, однако, поль­зу­ется случаем появиться у Москалевых раньше. Надеясь угодить претен­ду­ющей на роль в свете Марье Алек­сан­дровне, он привозит в её дом бога­того и знат­ного князя К., кото­рого только что «спас» из сугроба во время дорож­ного проис­ше­ствия.

Семь лет назад К. полгода провел в морда­сов­ском «обще­стве», покорив дам вели­ко­свет­ской любез­но­стью и спустив остатки состо­яния. Уже без копейки, князь получил вдруг изве­стие о новом богатом наслед­стве — имении Духа­ново близ Морда­сова с четырьмя тыся­чами душ — и уехал в Петер­бург для его оформ­ления. По скором возвра­щении он, не заехав в город, безвы­ездно посе­лился в Духа­нове под присмотром некоей Степа­ниды Матве­евны, распо­ря­жа­ю­щейся в имении и не пуска­ющей к старику родствен­ников, в том числе Мозг­ля­кова, который состоит с князем в очень дальнем родстве, но назы­вает eго дядюшкой. Говорят, другие наслед­ники хотели взять слабо­ум­ного князя под опеку и даже поме­стить в сума­сшедший дом. И вот, благо­даря «счаст­ли­вому» случаю, он через шесть лет снова у своих «друзей» в Морда­сове.

Этот «ещё не бог знает какой старик» так «изно­сился», что «весь составлен из <...> кусочков»: со стек­лянным глазом, встав­ными зубами, наклад­ными воло­сами, в корсете, с протезом вместо одной ноги, с пружин­ками для расправ­ления морщин и т.п. Большую часть дня он проси­жи­вает за своим туалетом, одет как модный юноша и все разго­воры сводит к любовным похож­де­ниям. Уже бессильный, он сохра­няет сласто­лю­бивые привычки, делая компли­менты, восхи­щаясь «формами», «жадно лорнируя» «заман­чивых» особ женского пола. Всегда неда­лекий, он в последние годы совсем выжил из ума: путает людей и обсто­я­тель­ства, не узнает знакомых, несет вздор. И все же Марья Алек­сан­дровна горда его «аристо­кра­ти­че­ским» обще­ством, возвы­ша­ющим её над другими претен­дент­ками на первен­ство в городе. Она льстит и притворно сочув­ствует просто­душ­ному и незло­би­вому старичку.

В шутку Мозг­ляков пред­ла­гает Настасье Петровне выйти замуж за «полу­по­кой­ника», чтоб вскоре стать богатой вдовой. Та не прочь. Однако «идея» «заго­ре­лась... в голове» и у самой хозяйки. Когда Мозг­ляков увозит «дядюшку» по визитам, с непре­менным обеща­нием вернуться к обеду, Марья Алек­сан­дровна присту­пает к разго­вору с дочерью.

Зина, девушка «упор­ного роман­тизма» и «суро­вого благо­род­ства», вначале наотрез отка­зы­ва­ется от «низости»: «выйти <...> за калеку, чтоб выта­щить из него его деньги и потом <...> каждый час желать его смерти.!» Но мать пускает в ход все свое «гени­альное» крас­но­речие, неза­у­рядное искус­ство обольщения, то рисуя поэти­че­ские картины путе­ше­ствия по Испании, то подвиги христи­ан­ского мило­сердия по отно­шению к беспо­мощ­ному старику, то возмож­ность на деньги князя выле­чить люби­мого Васю и, овдовев, выйти за него замуж. Зина хоть и с презре­нием, но согла­ша­ется. Но «грязь» и «смрад» мать должна взять на себя. Теперь главное — тайна, чтобы козни ревнивых дам не разру­шили план. Тем временем подслу­ши­вавшая их Настасья Петровна, оскорб­ленная нелест­ными отзы­вами о себе, решает мстить.

Вскоре Москалева узнает о «пере­хвате» князя сопер­ни­цами, почти разга­дав­шими её наме­рения. Она броса­ется к экипажу и чуть ли не силой возвра­щает старика к себе. После обеда Мозг­ляков весьма кстати соби­ра­ется на чай к крест­ному. Но на пороге его тайно удер­жи­вает Настасья Петровна и ведет подслу­ши­вать «комедию» обольщения.

В «салоне» трое: старик, Зина и мать. Она застав­ляет дочь дважды спеть романс, который будит в князе страстные воспо­ми­нания. Искусно направ­ля­емый хозяйкой, подвы­пивший и расчув­ство­вав­шийся бонвиван делает Зине пред­ло­жение. Довольная Марья Алек­сан­дровна уводит «раскис­шего» гостя наверх, «поле­жать».

Потря­сенный «ковар­ством» Москалевых Мозг­ляков вбегает к Зине и устра­и­вает ей сцену. Девушка высо­ко­мерно осажи­вает экс-жениха. Тот готов мстить, но подо­спевшая Марья Алек­сан­дровна посред­ством изощ­рен­нейшей дема­гогии «усми­ряет» его. Мозг­ляков уходит, уверенный в любви Зины и будущей блестящей жизни с ней после смерти князя.

Москалева решает немед­ленно увезти старичка в деревню, где и обвен­чать с Зиной. Она летит за мужем, необ­хо­димым сейчас для «пред­ста­ви­тель­ства» перед князем. Афанасий Матве­евич полу­чает строгие инструкции молчать и «сарка­сти­чески» улыбаться в ответ на любые вопросы. По возвра­щении в город Марья Алек­сан­дровна находит у себя в «салоне» незваных гостей — с десяток дам, исто­ча­ющих зависть, злобу и насмешки под притворной любез­но­стью. Их цель — сорвать планы хозяйки.

Тем временем Мозг­ляков, по здравом размыш­лении понявший «иезу­ит­ство» Марьи Алек­сан­дровны, возвра­ща­ется к Москалевым, тихонько поды­ма­ется к только что проснув­ше­муся «дядюшке» и убеж­дает поло­ум­ного в том, что пред­ло­жение Зине — всего лишь его «очаро­ва­тельный» сон.

В «салоне» Марья Алек­сан­дровна решает обез­ору­жить «врагов» смелой «выходкой»: публично объяв­ляет о пред­ло­жении князя Зине. Однако поддер­жи­ва­емый «племян­ником» старик упорно отри­цает, что это было «наяву», а не во сне. Опозо­ренная хозяйка, забыв о прили­чиях, грубо бранит «нага­див­шего» Мозг­ля­кова. Все злобно хохочут. Зина, со своей стороны, обли­вает гостей презре­нием и, откро­венно рассказав об интриге, просит прощения у князя. Вновь очаро­ванный ею Мозг­ляков раска­и­ва­ется в обмане «дядюшки». Тем временем разго­ра­ется безоб­разная пере­бранка между дамами, в которой крепко доста­ется и князю. В ужасе он уезжает в гости­ницу, где на третий день умирает.

Зина, вызванная Васиной матерью, проводит эти дни с умира­ющим учителем. Её репу­тация подо­рвана окон­ча­тельно. Однако Мозг­ляков «возоб­нов­ляет» свое пред­ло­жение. Получив отказ, уезжает в Петер­бург. Продав имуще­ство, уезжают из Морда­сова и Москалевы. Через год Зина выходит замуж за пожи­лого гене­рала, губер­на­тора «отда­лен­ного края», где стано­вится первой дамой. Марья Алек­сан­дровна вместе с дочерью блистает в «высшем обще­стве». Обе они едва узнают случайно заехав­шего в их места Мозг­ля­кова.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 2.941 ms