Белые ночи

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Молодой человек двадцати шести лет — мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петер­бурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екате­ри­нин­ского канала, в комнате с паутиной и зако­пте­лыми стенами. После службы его любимое занятие — прогулки по городу. Он заме­чает прохожих и дома, неко­торые из них стано­вятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петер­бурга соби­ра­ются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он насла­жда­ется северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг дела­ю­щуюся «чудно прекрасною».

Возвра­щаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочув­ствие побуж­дает его к знаком­ству, но девушка пугливо убегает. К ней пыта­ется пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказав­шаяся в руке героя, спасает хоро­шенькую незна­комку. Они говорят друг с другом. Молодой человек призна­ется, что прежде знал только «хозяек», с «женщи­нами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успо­ка­и­вает попут­чицу. Она вслу­ши­ва­ется в рассказ о «романах», которые прово­жатый создавал в мечтах, о влюб­лен­но­стях в идеальные выду­манные образы, о надежде когда-нибудь позна­ко­миться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечта­тель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присут­ствия нового знако­мого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие — «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечта­тель, она нужда­ется в том, кому можно дове­риться, у кого попро­сить совета.

Во вторую встречу они решают выслу­шать «истории» друг друга. Начи­нает герой. Оказы­ва­ется, он «тип»: в «странных уголках Петер­бурга» живут подобные ему «суще­ства сред­него рода» — «мечта­тели», — чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фанта­сти­че­ского, горячо-идеаль­ного и вместе с тем тускло-проза­ич­ного и обык­но­вен­ного». Они пуга­ются обще­ства живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «востор­женных грезах», в вооб­ра­жа­емых «приклю­че­ниях». «Вы гово­рите, точно книгу читаете», — угады­вает Настенька источник сюжетов и образов собе­сед­ника: произ­ве­дения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упои­тельных, «сладо­страстных» мечтаний больно бывает очнуться в «одино­че­стве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он пони­мает, что «такая жизнь есть преступ­ление и грех». После «фанта­сти­че­ских ночей» на него уже «находят минуты отрезв­ления, которые ужасны». «Мечты выжи­ва­ются», душа хочет «насто­ящей жизни». Настенька обещает Мечта­телю, что теперь они будут вместе. А вот и ее испо­ведь. Она сирота. Живет со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятна­дцати лет зани­ма­лась с учителем, а два последних года сидит, «пришпи­ленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней усле­дить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наруж­ности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запом­ни­лась опера «Севиль­ский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затвор­ница реши­лась на отча­янный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «запла­кала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полю­бить Настеньку. Но он был беден и без «поря­доч­ного места», а потому не мог сразу жениться. Они усло­ви­лись, что ровно через год, вернув­шись из Москвы, где он наде­ялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дня он в Петер­бурге. В услов­ленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знаком­ства. Пытаясь помочь, он вызы­ва­ется пере­дать для жениха ее письмо, что и делает на следу­ющий день.

Из-за дождя третья встреча героев проис­ходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихо­ра­дочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечта­телю достает само­от­вер­жен­ности утешать и обна­де­жи­вать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка срав­ни­вает жениха с новым другом: «Зачем он — не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продол­жает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благо­дарно принимая жертву Мечта­теля, Настенька тоже прояв­ляет о нем заботу: «вы выздо­рав­ли­ваете», «вы полю­бите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвертая ночь. Девушка окон­ча­тельно почув­ство­вала себя брошенной «бесче­ло­вечно» и «жестоко». Мечта­тель вновь пред­ла­гает помощь: пойти к обид­чику и заста­вить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуж­да­ется гордость: она больше не любит обман­щика и поста­ра­ется его поза­быть. «Варвар­ский» поступок жильца отте­няет нрав­ственную красоту сидя­щего рядом друга: «вы бы так не посту­пили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечта­тель больше не вправе скры­вать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действи­тельно, в ответ разда­ется: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что вели­ко­душно, что пони­мает меня, что благо­родно...» Если Мечта­тель подо­ждет, пока прежние чувства совсем улягутся, то благо­дар­ность и любовь девушки доста­нутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появ­ля­ется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька выры­ва­ется из рук героя и броса­ется к нему навстречу. Уже, каза­лось бы, сбыва­ю­щаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь поки­дает Мечта­теля. Он молча глядит вслед влюб­ленным.

Наутро герой полу­чает от счаст­ливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благо­дар­но­стью за его любовь, «выле­чившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее проти­во­ре­чивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечта­тель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «поста­ревшей» комнате. Но и через пятна­дцать лет он с нежно­стью вспо­ми­нает свою недолгую любовь: «да будешь ты благо­сло­венна за минуту блажен­ства и счастия, которое ты дала другому, одино­кому, благо­дар­ному сердцу! Целая минута блажен­ства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь чело­ве­че­скую?..»

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 2.588 ms