Тяжелые времена

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

В городе Кокстауне живут два близких друга — если можно гово­рить о дружбе между людьми, в равной мере лишен­ными теплых чело­ве­че­ских чувств. Оба они распо­ла­га­ются на вершине соци­альной лест­ницы: и Джосайя Баун­дерби, «известный богач, банкир, купец, фабри­кант»; и Томас Грэд­грайнд, «человек трез­вого ума, очевидных фактов и точных расчетов», который стано­вится депу­татом парла­мента от Кокстауна.

Мистер Грэд­грайнд, покло­няв­шийся только фактам, и детей своих (их было пятеро) воспи­тывал в том же духе. У них никогда не было игрушек — только учебные пособия; им запре­ща­лось читать сказки, стихи и романы и вообще прика­саться к тому, что не связано с непо­сред­ственной пользой, но может разбу­дить вооб­ра­жение и имеет отно­шение к сфере чувств. Желая распро­стра­нить свой метод как можно шире, он орга­ни­зовал на этих прин­ципах школу.

Едва ли не худшей ученицей в этой школе была Сесси Джуп, дочь циркача — жонглера, фокус­ника и клоуна. Она считала, что на коврах могут быть изоб­ра­жены цветы, а не только геомет­ри­че­ские фигуры, и открыто гово­рила, что она из цирка, каковое слово в этой школе почи­та­лось непри­личным. Ее даже хотели отчис­лить, но когда мистер Грэд­грайнд пришел в цирк объявить об этом, там бурно обсуж­да­лось бегство отца Сесси с его собакой. Отец Сесси постарел и работал на арене уже не так хорошо, как в моло­дости; все реже слышал он апло­дис­менты, все чаще делал ошибки. Коллеги еще не бросали ему горьких упреков, но, чтобы не дожить до этого, он бежал. Сесси оста­лась одна. И, вместо того чтобы выгнать Сесси из школы, Томас Грэд­грайнд взял её к себе в дом.

Сесси была очень дружна с Луизой, старшей дочерью Грэд­грайнда, пока та не согла­си­лась выйти замуж за Джосайю Баун­дерби. Он всего лишь трид­цатью годами старше её (ему — пять­десят, ей — двадцать), «толст, громо­гласен; взгляд у него тяжелый, смех — метал­ли­че­ский». Луизу склонил к этому браку брат Том, кото­рому заму­же­ство сестры сулило немало выгод — весьма неуто­ми­тельную работу в банке Баун­дерби, которая позво­лила бы ему уйти из нена­вист­ного родного дома, носив­шего выра­зи­тельное название «Каменный приют», неплохое жало­ванье, свободу. Том вели­ко­лепно усвоил уроки отцов­ской школы: польза, выгода, отсут­ствие чувств. Луиза же от этих уроков, видимо, теряла интерес к жизни. На заму­же­ство она согла­си­лась со словами: «Не все ли равно?»

В этом же городе живет ткач Стивен Блекпул, простой рабочий, честный человек. Он несчастлив в браке — его жена пьяница, совер­шенно падшая женщина; но в Англии развод суще­ствует не для бедных, как объяс­няет ему его хозяин Баун­дерби, к кото­рому он пришел за советом. Значит, Стивену суждено нести свой крест дальше, и он никогда не сможет жениться на Рэйчел, которую любит уже давно. Стивен прокли­нает такой миро­по­рядок — но Рэйчел умоляет не гово­рить подобных слов и не участ­во­вать ни в каких смутах, ведущих к его изме­нению. Он обещает. Поэтому, когда все рабочие всту­пают в «Объеди­ненный трибунал», один лишь Стивен этого не делает, за что вожак «Трибу­нала» Слек­бридж назы­вает его преда­телем, трусом и отступ­ником и пред­ла­гает подверг­нуть остра­кизму. Узнав об этом, Стивена вызы­вает хозяин, рассудив, что отверг­ну­того и обижен­ного рабо­чего неплохо бы сделать донос­чиком. Кате­го­ри­че­ский отказ Стивена ведет к тому, что Баун­дерби уволь­няет его с волчьим билетом. Стивен объяв­ляет, что вынужден уйти из города. Беседа с хозя­ином проис­ходит в присут­ствии его домо­чадцев: жены Луизы и её брата Тома. Луиза, проник­шись сочув­ствием к неспра­вед­ливо обижен­ному рабо­чему, тайно идет к нему домой, чтобы дать ему денег, и просит брата сопро­во­дить её. У Стивена они застают Рэйчел и незна­комую старушку, которая пред­став­ля­ется как миссис Пеглер. Стивен встре­чает её второй раз в жизни на одном и том же месте: у дома Баун­дерби; год назад она расспра­ши­вала его о том, здоров ли, хорошо ли выглядит его хозяин, теперь она инте­ре­су­ется его женой. Старушка очень устала, добрая Рэйчел хочет напоить её чаем; так она оказы­ва­ется у Стивена. Стивен отка­зы­ва­ется взять у Луизы денег, но благо­дарит её за благой порыв. Перед тем как уйти Том уводит Стивена на лест­ницу и наедине обещает ему работу, для чего нужно по вечерам ждать у банка: посыльный пере­даст ему записку. В течение трех дней Стивен исправно ждет, и, не дождав­шись ничего, поки­дает город.

Между тем Том, вырвав­шись из Камен­ного приюта, ведет разгульный образ жизни и запу­ты­ва­ется в долгах. Пона­чалу его долги платила Луиза, продавая свои драго­цен­ности, но всему приходит конец: у нее нет больше денег.

За Томом и особенно за Луизой пристально наблю­дает миссис Спарсит, бывшая домо­пра­ви­тель­ница Баун­дерби, которая после женитьбы хозяина зани­мает долж­ность смот­ри­тель­ницы банка. Мистеру Баун­дерби, который любит повто­рять, что родился в канаве, что мать бросила его, а воспи­тала улица и он всего достиг своим умом, страшно льстит якобы аристо­кра­ти­че­ское проис­хож­дение миссис Спарсит, живущей исклю­чи­тельно его мило­стями. Миссис Спарсит нена­видит Луизу, по-види­мому, потому, что метит на её место — или по крайней мере очень боится лишиться своего. С появ­ле­нием в городе Джеймса Харт­хауза, скуча­ю­щего джентль­мена из Лондона, который намерен балло­ти­ро­ваться в парла­мент от округа Кокстаун, чтобы усилить собою «партию точных цифр», она увели­чи­вает бдитель­ность. Действи­тельно, лондон­ский денди по всем правилам искус­ства осаждает Луизу, нащупав её ахил­ле­сову пяту — любовь к брату. О Томе она готова гово­рить часами, и за этими бесе­дами молодые люди посте­пенно сбли­жа­ются. После свидания с Харт­ха­узом наедине Луиза пуга­ется самой себя и возвра­ща­ется в дом отца, объявив, что к мужу более не вернется. Сесси, тепло души которой согре­вает теперь весь Каменный приют, ухажи­вает за ней. Более того, Сесси по собственной иници­а­тиве идет к Харт­хаузу, чтобы убедить его уехать из города и не пресле­до­вать более Луизу, и ей это удается.

Когда разнес­лась весть об ограб­лении банка, Луиза падает в обморок: она уверена, что это сделал Том. Но подо­зрение падает на Стивена Блек­пула: ведь это он три дня дежурил у банка вече­рами, после чего скрылся из города. Разъ­яренный бегством Луизы и тем, что Стивен так и не найден, Баун­дерби по всему городу раскле­и­вает объяв­ление с приме­тами Стивена и обеща­нием награды тому, кто выдаст вора. Рэйчел, не в силах вынести клеветы на Стивена, идет сначала к Баун­дерби, а затем, вместе с ним и с Томом, к Луизе и расска­зы­вает о последнем вечере Стивена в Коктауне, о приходе Луизы и Тома и о таин­ственной старушке. Луиза подтвер­ждает это. Кроме того, Рэйчел сооб­щает, что отпра­вила Стивену письмо и он вот-вот вернется в город, чтобы оправ­даться.

Но дни идут за днями, а Стивен все не приходит. Рэйчел очень волну­ется, Сесси, с которой она подру­жи­лась, как может, поддер­жи­вает её. В воскре­сенье они едут из дымного, смрад­ного промыш­лен­ного Кокстауна за город погу­лять и случайно находят шляпу Стивена у громадной страшной ямы — у Чертовой Шахты. Они подни­мают тревогу, орга­ни­зуют спаса­тельные работы — и умира­ю­щего Стивена вытас­ки­вают из шахты. Получив письмо Рэйчел, он поспешил в Кокстаун; экономя время, пошел напрямик. Рабочие в толпе прокли­нают шахты, которые уносили их жизни и здоровье, будучи действу­ю­щими, и продол­жают уносить, будучи брошен­ными. Стивен объяс­няет, что дежурил у банка по просьбе Тома, и умирает, не выпуская руки Рэйчел. Том успе­вает скрыться.

Тем временем миссис Спарсит, желая пока­зать свое усердие, находит таин­ственную старушку. Оказы­ва­ется, это мать Джосайи Баун­дерби, которая отнюдь не бросала его во младен­че­стве; она держала скобяную лавочку, дала сыну обра­зо­вание и очень горди­лась его успе­хами, безро­потно принимая его пове­ление не пока­зы­ваться рядом с ним. Также она с гордо­стью сооб­щила, что сын забо­тится о ней и высы­лает ежегодно трид­цать фунтов. Миф о Джосайе Баун­дерби из Кокстауна, который сам себя сделал, подняв­шись из грязи, рухнул. Безнрав­ствен­ность фабри­канта стала очевидна. Винов­ница этого миссис Спарсит лиши­лась теплого и сытного места, за которое так усердно боро­лась.

В Каменном приюте пере­жи­вают позор семьи и гадают, куда мог скрыться Том. Когда мистер Грэд­грайнд приходит к решению отпра­вить сына подальше за границу, Сесси расска­зы­вает, где он: она пред­ло­жила Тому спря­таться в цирке, в котором когда-то работал её отец. Действи­тельно, Том спрятан надежно: его невоз­можно узнать в гриме и костюме арапа, хотя он посто­янно на арене. Хозяин цирка мистер Слири помо­гает Тому изба­виться от погони. На благо­дар­ности мистера Грэд­грайнда мистер Слири отве­чает, что тот однажды оказал ему услугу, взяв к себе Сесси, и теперь его очередь.

Том благо­по­лучно доби­ра­ется до Южной Америки и шлет оттуда письма, полные раска­яния.

Сразу после отплытия Тома мистер Грэд­грайнд раскле­и­вает афиши, назы­ва­ющие истин­ного винов­ника кражи и смыва­ющие пятно наветов с имени покой­ного Стивена Блек­пула. В неделю став стариком, он убеж­да­ется в несо­сто­я­тель­ности своей системы воспи­тания, осно­ванной на точных фактах, и обра­ща­ется к гума­ни­сти­че­ским ценно­стям, пытаясь заста­вить цифры и факты служить вере, надежде и любви.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.378 ms