Монахиня

Краткое содержание рассказа
Читается за 11 минут(ы)

Повесть напи­сана в форме записок героини, обра­щенных к маркизу де Круа­мару, кото­рого она просит о помощи и с этой целью расска­зы­вает ему историю своих несча­стий.

Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состо­яние. Ее не любят в доме, хотя она превос­ходит сестер красотой и душев­ными каче­ствами, и Сюзанна пред­по­ла­гает, что она — не дочь г-на Симо­нена. Роди­тели пред­ла­гают Сюзанне принять мона­ше­ство в мона­стыре св. Марии под тем пред­логом, что они разо­ри­лись и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её угово­рили пробыть два года послуш­ницей, но по исте­чении срока она по-преж­нему отка­зы­ва­ется стать мона­хиней. Ее зато­чают в келье; она решает сделать вид, что согла­си­лась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она пригла­шает на цере­монию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священ­ника, отка­зы­ва­ется принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, роди­тели не желают её видеть. Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разре­шения матери сооб­щает Сюзанне, что она не дочь г-на Симо­нена, г-н Симонен дога­ды­ва­ется об этом, так что мать не может прирав­нять её к законным дочерям, и роди­тели хотят свести к мини­муму её часть наслед­ства, а поэтому ей ничего не оста­ется, кроме как принять мона­ше­ство. Мать согла­ша­ется встре­титься с дочерью и говорит ей, что та своим суще­ство­ва­нием напо­ми­нает ей о гнусной измене со стороны насто­я­щего отца Сюзанны, и её нена­висть к этому чело­веку распро­стра­ня­ется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь иску­пила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в мона­стырь. Говорит, что после выходки в мона­стыре св. Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но офици­ально лишить Сюзанну наслед­ства она не может, так как для этого ей необ­хо­димо признаться мужу.

После этого разго­вора Сюзанна решает стать мона­хиней. Лоншан­ский мона­стырь согла­ша­ется её взять. Сюзанну привозят в мона­стырь, когда там только что стала насто­я­тель­ницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая чело­ве­че­ское сердце; она и Сюзанна сразу прони­ка­ются взаимной симпа­тией. Между тем Сюзанна стано­вится послуш­ницей. Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать мона­хиней, и тогда бежит к насто­я­тель­нице. У насто­я­тель­ницы есть особый дар утешения; все мона­хини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с прибли­же­нием дня пострига Сюзанну часто охва­ты­вает такая тоска, что насто­я­тель­ница не знает, что делать. Дар утешения поки­дает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребы­вает в глубокой прострации, совер­шенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, насто­я­тель­ница и мать Сюзанны. К насто­я­тель­нице в её последние минуты возвра­ща­ется дар утешения; она умирает, пред­чув­ствуя вечное блажен­ство. Мать перед смертью пере­дает для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери иску­пить мате­рин­ский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони насто­я­тель­ницей стано­вится сестра Христина — мелочная, огра­ни­ченная женщина. Она увле­ка­ется новыми рели­ги­оз­ными тече­ниями, застав­ляет мона­хинь участ­во­вать в нелепых обрядах, возрож­дает способы пока­яния, изну­ря­ющие плоть, которые были отме­нены сестрой де Мони. Сюзанна при каждом удобном случае восхва­ляет прежнюю насто­я­тель­ницу, не подчи­ня­ется обычаям, восста­нов­ленным сестрой Христиной, отвер­гает всякое сектант­ство, выучи­вает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увле­кает и кое-кого из мона­хинь и приоб­ре­тает репу­тацию бунтов­щицы. Ее не могут ни в чем обви­нить; тогда её жизнь делают невы­но­симой: запре­щают всем с ней общаться, посто­янно нака­зы­вают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помыш­ляет о само­убий­стве, но видит, что всем этого хочется, и остав­ляет это наме­рение. Она решает расторг­нуть обет. Для начала она хочет напи­сать подробную записку и пере­дать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у насто­я­тель­ницы много бумаги под пред­логом того, что ей нужно напи­сать испо­ведь, но у той появ­ля­ются подо­зрения, что бумага ушла на другие записи.

Сюзанне удается во время молитвы пере­дать бумаги сестре Урсуле, которая отно­сится к Сюзанне по-дружески; эта мона­хиня все время устра­няла, насколько могла, препят­ствия, чинимые Сюзанне другими мона­хи­нями. Сюзанну обыс­ки­вают, везде ищут эти бумаги; её допра­ши­вает насто­я­тель­ница и ничего не может добиться. Сюзанну бросают в подзе­мелье и на третьи сутки выпус­кают. Она заболе­вает, но скоро выздо­рав­ли­вает. Между тем прибли­жа­ется время, когда в Лоншан съез­жа­ются послу­шать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музы­кальные способ­ности, то она поет в хоре и учит петь других мона­хинь. Среди её учениц — Урсула. Сюзанна просит её пере­пра­вить записки какому-нибудь искус­ному адво­кату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знако­мится; она встре­ча­ется с г-ном Манури, который взялся вести её дело, бесе­дует с прихо­дя­щими к ней людьми, стараясь заин­те­ре­со­вать их в своей участи и приоб­рести покро­ви­телей. Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторг­нуть обет, то её объяв­ляют проклятой Богом; до нее нельзя даже дотра­ги­ваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески изде­ва­ются (пере­били её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло). Мона­хини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сооб­щают об этом стар­шему викарию, г-ну Эберу. Он приез­жает, и Сюзанне удается защи­титься от обви­нений. Ее урав­ни­вают в поло­жении с осталь­ными мона­хи­нями. Между тем дело Сюзанны в суде проиг­ры­ва­ется. Сюзанну обязы­вают в течение нескольких дней носить влася­ницу, биче­вать себя, поститься через день. Она заболе­вает; сестра Урсула ухажи­вает за ней. Жизнь Сюзанны в опас­ности, но она выздо­рав­ли­вает. Между тем тяжело заболе­вает и умирает сестра Урсула.

Благо­даря стара­ниям г-на Манури Сюзанну пере­водят в Арпа­жон­ский мона­стырь св. Евтропии. У насто­я­тель­ницы этого мона­стыря — крайне неровный, проти­во­ре­чивый характер. Она никогда не держит себя на должном рассто­янии: или чересчур прибли­жает, или чересчур отда­ляет; то все разре­шает, то стано­вится очень суровой. Она неве­ро­ятно ласково встре­чает Сюзанну. Сюзанну удив­ляет пове­дение одной мона­хини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней насто­я­тель­ницу. Насто­я­тель­ница посто­янно востор­женно хвалит Сюзанну, её внеш­ность и душевные каче­ства, засы­пает Сюзанну подар­ками, осво­бож­дает от служб. Сестра Тереза стра­дает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять. С появ­ле­нием Сюзанны сгла­ди­лись все неров­ности харак­тера насто­я­тель­ницы; община пере­жи­вает счаст­ливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным пове­дение насто­я­тель­ницы: она часто осыпает Сюзанну поце­луями, обни­мает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невин­ности не пони­мает, в чем дело. Однажды насто­я­тель­ница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разре­шения лечь к Сюзанне под одеяло, прижи­ма­ется к ней, но тут разда­ется стук в дверь. Выяс­ня­ется, что это сестра Тереза. Насто­я­тель­ница очень гнева­ется, Сюзанна просит простить сестру, и насто­я­тель­ница в конце концов прощает. Насту­пает время испо­веди. Духовник общины — отец Лемуан. Насто­я­тель­ница просит Сюзанну не расска­зы­вать ему о том, что проис­хо­дило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспра­ши­вает Сюзанну и все узнает. Он запре­щает Сюзанне допус­кать подобные ласки и требует избе­гать насто­я­тель­ницы, ибо в ней — сам сатана. Насто­я­тель­ница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего грехов­ного в её любви к Сюзанне. Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не пони­мает, почему пове­дение насто­я­тель­ницы грешно, все же решает уста­но­вить сдер­жан­ность в их отно­ше­ниях. Между тем по просьбе насто­я­тель­ницы меня­ется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана. Пове­дение насто­я­тель­ницы стано­вится совсем странным: она по ночам ходит по кори­дорам, посто­янно наблю­дает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокру­ша­ется и говорит, что не может жить без Сюзанны. Веселым дням в общине приходит конец; все подчи­ня­ется стро­жай­шему порядку. Насто­я­тель­ница от мелан­холии пере­ходит к благо­че­стию, а от него — к бреду. В мона­стыре воца­ря­ется хаос. Насто­я­тель­ница тяжко стра­дает, просит за нее молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Мона­хини возне­на­ви­дели Сюзанну. Она делится своими огор­че­ниями с новым духов­ником, отцом Морелем; она расска­зы­вает ему историю своей жизни, говорит о своем отвра­щении к мона­ше­ству. Он тоже полно­стью ей откры­ва­ется; выяс­ня­ется, что он также нена­видит свое поло­жение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усили­ва­ется. Между тем у насто­я­тель­ницы начи­на­ется лихо­радка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, бого­творя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.

Сюзанну обви­няют в том, что она окол­до­вала умершую насто­я­тель­ницу; её горести возоб­нов­ля­ются. Духовник убеж­дает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он поку­ша­ется на её честь. В Париже Сюзанна две недели живет в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удается посту­пить в услу­жение к прачке. Работа тяжелая, кормят скверно, но хозяева отно­сятся неплохо. Похи­тивший её монах уже пойман; ему грозит пожиз­ненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посо­ве­то­ваться, она живет в посто­янной тревоге. Она просит маркиза де Круа­мара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвест­ности, у поря­дочных людей.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.243 ms