Что делать?

Краткое содержание рассказа
Читается за 12 минут(ы)

11 июля 1856 г. в номере одной из больших петер­бург­ских гостиниц находят записку, остав­ленную странным посто­яльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подо­зрений ни на кого иметь не должно. Обсто­я­тель­ства выяс­ня­ются очень скоро: ночью на Литейном мосту стре­ля­ется какой-то человек. Из воды вылав­ли­вают его простре­ленную фуражку.

В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьет молодая дама, напевая бойкую и смелую фран­цуз­скую песенку о рабочих людях, которых осво­бодит знание. Зовут её Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пыта­ется её успо­коить, но Вера Павловна безутешна. Она оттал­ки­вает моло­дого чело­века со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват — я одна...» В письме, полу­ченном Верой Павловной, гово­рится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих»...

Траги­че­ской развязке пред­ше­ствует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петер­бурге, в много­этажном доме на Горо­ховой, между Садовой и Семе­нов­ским мостом. Отец её, Павел Констан­ти­нович Розаль­ский — управ­ля­ющий домом, мать дает деньги под залог. Един­ственная забота матери, Марьи Алек­се­евны, по отно­шению к Верочке: поскорее выдать её замуж за бога­того. Неда­лекая и злая женщина делает для этого все возможное: пригла­шает к дочери учителя музыки, наря­жает её и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку заме­чает хозяй­ский сын, офицер Стореш­ников, и тут же решает соблаз­нить её. Надеясь заста­вить Стореш­ни­кова жениться, Марья Алек­се­евна требует, чтобы дочь была к нему благо­склонна, Верочка же всячески отка­зы­ва­ется от этого, понимая истинные наме­рения лове­ласа. Ей удается кое-как обма­ны­вать мать, делая вид, что она зама­ни­вает ухажера, но долго это продол­жаться не может. Поло­жение Верочки в доме стано­вится совер­шенно невы­но­симым. Разре­ша­ется же оно неожи­данным образом.

К Вероч­ки­ному брату Феде приглашен учитель, студент-медик выпуск­ного курса Дмитрий Серге­евич Лопухов. Сначала молодые люди отно­сятся друг к другу насто­ро­женно, но потом начи­нают бесе­до­вать о книгах, о музыке, о спра­вед­ливом образе мыслей и вскоре чувствуют распо­ло­жение друг к другу. Узнав о бедственном поло­жении девушки, Лопухов пыта­ется ей помочь. Он ищет ей место гувер­нантки, которое дало бы Верочке возмож­ность посе­литься отдельно от роди­телей. Но поиски оказы­ва­ются безуспеш­ными: никто не хочет брать на себя ответ­ствен­ность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюб­ленный студент находит другой выход: неза­долго до окон­чания курса, чтобы иметь доста­точно средств, он остав­ляет учебу и, заняв­шись част­ными уроками и пере­водом учеб­ника географии, делает Верочке пред­ло­жение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпу­щенной из сырого и темного подвала и бесе­ду­ющей с удиви­тельной краса­вицей, которая назы­вает себя любовью к людям. Верочка обещает краса­вице, что всегда будет выпус­кать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Молодые снимают квар­тиру, и жизнь их идет хорошо. Правда, квар­тирной хозяйке кажутся стран­ными их отно­шения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не пока­зы­ва­ются друг другу неоде­тыми и т.п. Верочке с трудом удается объяс­нить хозяйке, что такими и должны быть отно­шения между супру­гами, если они не хотят надо­есть друг другу.

Вера Павловна читает книжки, дает частные уроки, ведет хозяй­ство. Вскоре она зате­вает собственное пред­при­ятие — швейную мастер­скую. Девушки рабо­тают в мастер­ской не по найму, а явля­ются её совла­де­ли­цами и полу­чают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, бесе­дуют. Во втором своем сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь — вернее, две грязи: фанта­сти­че­скую и реальную. Реальная грязь — это забота о самом необ­хо­димом (такая, которою всегда была обре­ме­нена мать Веры Павловны), и из нее могут вырасти колосья. Фанта­сти­че­ская грязь — забота о лишнем и ненужном; из нее ничего путного не вырас­тает.

У супругов Лопу­ховых часто бывает лучший друг Дмитрия Серге­е­вича, его бывший одно­курсник и духовно близкий ему человек — Алек­сандр Матве­евич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, прола­гали себе дорогу». Кирсанов — человек волевой, муже­ственный, способный и на реши­тельный поступок, и на тонкое чувство. Он скра­ши­вает разго­во­рами одино­че­ство Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит её в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов пере­стает бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охла­ждения»: Кирсанов влюблен в жену друга. Он вновь появ­ля­ется в доме, только когда Лопухов заболе­вает: Кирсанов — врач, он лечит Лопу­хова и помо­гает Вере Павловне ухажи­вать за ним. Вера Павловна нахо­дится в полном смятении: она чувствует, что влюб­лена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неве­домой женщины читает стра­ницы собствен­ного днев­ника, в котором сказано, что она испы­ты­вает к мужу благо­дар­ность, а не то тихое, нежное чувство, потреб­ность кото­рого так в ней велика.

Ситу­ация, в которую попали трое умных и поря­дочных «новых людей», кажется нераз­ре­шимой. Наконец Лопухов находит выход — выстрел на Литейном мосту. В день, когда полу­чено это изве­стие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирса­нова и Лопу­хова — Рахметов, «особенный человек». «Высшую натуру» пробудил в нем в свое время Кирсанов, приоб­щивший студента Рахме­това к книгам, «которые нужно читать». Проис­ходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипен­ди­атам и теперь ведет суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невоз­можным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти — из желания воспи­тать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испы­тать свои физи­че­ские возмож­ности. Он не пьет вина, не прика­са­ется к женщинам. Рахме­това часто назы­вают Ники­тушкой Ломовым — за то, что он ходил по Волге с бурла­ками, чтобы прибли­зиться к народу и приоб­рести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахме­това окутана покровом таин­ствен­ности явно рево­лю­ци­он­ного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путе­ше­ствует по Европе, соби­раясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экзем­пляр очень редкой породы» отли­ча­ется от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двига­тель двига­телей, соль соли земли».

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопу­хова, прочитав которую она дела­ется спокойною и даже веселою. Кроме того, Рахметов объяс­няет Вере Павловне, что несход­ство её харак­тера с харак­тером Лопу­хова было слишком велико, оттого она и потя­ну­лась к Кирса­нову. Успо­ко­ив­шись после разго­вора с Рахме­товым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венча­ется с Кирса­новым.

О несход­стве харак­теров Лопу­хова и Веры Павловны гово­рится и в письме, которое она вскоре полу­чает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопу­хова, пере­дает Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувство­вать себя лучше, расстав­шись с нею, ибо имел наклон­ность к уеди­нению, которое никак невоз­можно было при жизни с общи­тельной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устра­и­ва­ются к общему удоволь­ствию. Семей­ство Кирса­новых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семей­ство Лопу­ховых. Алек­сандр Матве­евич много рабо­тает, Вера Павловна кушает сливки, прини­мает ванны и зани­ма­ется швей­ными мастер­скими: их теперь у нее две. Точно так же в доме суще­ствуют нейтральные и неней­тральные комнаты, и в неней­тральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна заме­чает, что Кирсанов не просто предо­став­ляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подста­вить ей плечо в трудную минуту, но и живо инте­ре­су­ется её жизнью. Он пони­мает её стрем­ление зани­маться каким-нибудь делом, «кото­рого нельзя отло­жить». С помощью Кирса­нова Вера Павловна начи­нает изучать меди­цину.

Вскоре ей снится четвертый сон. Природа в этом сне «льет аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль кото­рого озарены вдох­но­ве­нием, поет песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тыся­че­летия. Сначала женщина-рабыня пови­ну­ется своему госпо­дину среди шатров номадов, потом афиняне покло­ня­ются женщине, все-таки не признавая её равной себе. Потом возни­кает образ прекрасной дамы, ради которой сража­ется на турнире рыцарь. Но он любит её только до тех пор, пока она не стано­вится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совер­шен­ства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей ещё по первому сну, объяс­няет Вере Павловне, в чем смысл женского равно­правия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины буду­щего: граж­дане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они рабо­тают, вечером весе­лятся, а «кто не нара­бо­тался вдоволь, тот не приго­товил нерв, чтобы чувство­вать полноту веселья». Путе­во­ди­тель­ница объяс­няет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует рабо­тать и пере­но­сить из него в насто­ящее все, что можно пере­нести.

У Кирса­новых бывает много молодых людей, едино­мыш­лен­ников: «Недавно появился этот тип и быстро распло­жа­ется». Все это люди поря­дочные, трудо­лю­бивые, имеющие незыб­лемые жизненные прин­ципы и обла­да­ющие «хлад­но­кровной прак­тич­но­стью». Среди них вскоре появ­ля­ется семей­ство Бьюмонт. Екате­рина Васи­льевна Бьюмонт, урож­денная Поло­зова, была одной из самых богатых невест Петер­бурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Поло­зова разо­бра­лась в том, что человек, в кото­рого она была влюб­лена, недо­стоин её. Потом Екате­рина Васи­льевна выходит замуж за чело­века, назы­ва­ю­щего себя агентом англий­ской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски — потому что якобы до двадцати лет жил в России. Роман его с Поло­зовой разви­ва­ется спокойно: оба они — люди, которые «не бесятся без причины». При встрече Бьюмонта с Кирса­новым стано­вится понятно, что этот человек — Лопухов. Семей­ства Кирса­новых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре посе­ля­ются в одном доме, вместе прини­мают гостей. Екате­рина Васи­льевна тоже устра­и­вает швейную мастер­скую, и круг «новых людей» стано­вится таким образом все шире.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.832 ms