Моя жизнь

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архи­тек­тором и сестрой Клео­патрой живет в провин­ци­альном городе. Их мать умерла. Отец воспи­тывал детей в стро­гости и, когда они стали взрос­лыми людьми, продол­жает требо­вать полного подчи­нения. Это ему удается с Клео­патрой, но Мисаил вышел из подчи­нения. Он меняет одну работу за другой, не умея ужиться с началь­ни­ками и не желая зани­маться скучным канце­ляр­ским трудом. Он не может и не хочет раство­риться в скуке и пошлости провин­ци­альной жизни. Мечтает о насто­ящем деле. Это злит отца, пугает сестру. Часто герой посе­щает люби­тель­ские спек­такли в богатом поме­щи­чьем доме Ажогиных. Соби­ра­ется местное обще­ство, приходят две девушки: дочь инже­нера Маша Долж­ни­кова и Анюта Благово — дочь това­рища пред­се­да­теля суда. Анюта тайно влюб­лена в Мисаила. Через отца она помо­гает ему посту­пить на работу к инже­неру Должи­кову на стро­и­тель­ство железной дороги. Должиков — надменный, неумный человек и к тому же изрядный хам. Разго­ва­ривая, он как бы посто­янно забы­вает, что перед ним сын город­ского архи­тек­тора, унижает, как обыч­ного безра­бот­ного. Вступив в долж­ность теле­гра­фиста, Мисаил встре­чает Ивана Чепра­кова, сына гене­ральши, прия­теля детства. Он спив­шийся человек, который не пони­мает смысла в своей работе и целыми днями ничего не делает.

Между прочим они вспо­ми­нают, что Мисаила прозвали в детстве — «Маленькая польза».

Все вместе: Должиков, Ажогины, отец Мисаила, Чепраков — они пред­став­ляют картину провин­ци­альной интел­ли­генции, разло­жив­шейся, вору­ющей, расте­рявшей начатки обра­зо­вания. Мисаил все это видит и не может с этим прими­риться. Его тянет к простым людям, рабочим и мужикам. Он идет рабо­тать маляром под началом подряд­чика Андрея Иванова (в городе его звали Редькой и гово­рили, что это насто­ящая его фамилия). Это странный человек, немного философ. Его любимая фраза: «Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу». Стоило Мисаилу стать рабочим, как «благо­родная» часть города отво­ра­чи­ва­ется от него. Даже Анюта Благово сказала, чтобы он не здоро­вался с ней на глазах у всех. Отец прокли­нает сына Теперь Мисаил живет в город­ском пред­ме­стье у своей няни Карповны и её прием­ного сына мясника Прокофия. Последний — как бы Мисаил наоборот. Он из мужиков, но тянется в «благо­родные». Говорит он так: «Я вам, мамаша, могу снис­хож­дение сделать... В сей земной жизни буду вас питать на старости лет в юдоли, а когда помрете, на свой счет схороню». Мисаил и Прокофий не любят друг друга, А вот маляры отно­сятся к Мисаилу с почте­нием: нравится, что он не пьет и не курит и ведет степенную жизнь.

Мисаила часто посе­щают сестра и брат Анюты доктор Владимир Благово. Он влюблен в Клео­патру, и она любит его. Но он женат, встре­ча­ются они тайно. Между доктором и Миса­илом идут разго­воры о смысле суще­ство­вания, о прогрессе и т. п. Мисаил думает, что каждый человек обязан зани­маться физи­че­ским трудом, никто не имеет права поль­зо­ваться плодами чужого труда. В его словах проскаль­зы­вают идеи Толстого. Доктор же поклонник евро­пей­ского прогресса и противник личного само­со­вер­шен­ство­вания. В то же время это уставший от жизни и изолгав­шийся человек, живущий двойной жизнью.

Кто-то иногда присы­лает Мисаилу чаю, лимонов, печенья и жареных рябчиков, веро­ятно, чтобы облег­чить ему тяжесть жизни. (Позже выяс­нится, что это делала Анюта Благово.) Наконец «благо­родные» прими­ря­ются с его поступком, даже начи­нают открыто его уважать. К нему приходит Маша Должи­кова и жалу­ется на скуку, назы­вает его «самым инте­ресным чело­веком в городе» и просит бывать в их доме. В гостях все просят расска­зать о малярах; видно, что жизнь простого люда кажется чем-то экзо­ти­че­ским, неиз­ве­данным. И опять споры о смысле жизни, о прогрессе. В отличие от «обще­ства» отец Мисаила не может простить ему ухода из дома. Он обра­ща­ется к губер­на­тору с просьбой оказать влияние на сына, который, по его мнению, порочит честь дворя­нина. Губер­натор ничего не может сделать и только оказы­ва­ется в неловком поло­жении, вызвав Мисаила на беседу.

В жизни героя вновь серьезная пере­мена. Маша Должи­кова и он влюб­лены друг в друга и стано­вятся мужем и женой. Посе­ля­ются в имении Дубечня, которое инженер Должиков купил у гене­ральши Чепра­ковой, с азартом начи­нают зани­маться сель­ским хозяй­ством. Эта работа увле­кает Мисаила. Пона­чалу она нравится и Маше. Она выпи­сы­вает книги по сель­скому хозяй­ству, строит в деревне школу и пыта­ется нала­дить контакт с мужи­ками. Но это ей плохо удается. Мужики стара­ются их обма­ны­вать, пьют, рабо­тают нехотя и не стес­няясь грубят Маше: «Пошла бы сама и возила!» Они явно прини­мают Мисаила и Машу за дураков и нена­сто­ящих хозяев. Маша очень быстро разо­ча­ро­ва­лась в мужиках и дере­вен­ской жизни. Мисаил смотрит на все глубже. Он видит, что при всей развра­щен­ности в мужиках сохра­ни­лась душевная чистота. Они хотят спра­вед­ли­вости и обозлены тем, что должны рабо­тать на праздных людей. В том, что они ежедневно трудятся и не имеют времени на скуку, — их преиму­ще­ство перед «благо­род­ными». Но Маша не хочет этого пони­мать. Выяс­ня­ется, что она не столько любила Мисаила, сколько хотела свободы и само­сто­я­тель­ности. Она птица другого полета. Однажды она уезжает и не возвра­ща­ется. Мисаил полу­чает письмо, где она пишет, что едет с отцом в Америку и просит развода. Мисаил тяжело пере­жи­вает; с потерей Маши как бы конча­ется все светлое в его жизни и насту­пают серые будни, начи­на­ется просто «жизнь» без надежд и идеалов.

«Жизнь» ослож­ня­ется тем, что сестра Мисаила ушла от отца и живет с братом. Она бере­менна от доктора и больна чахоткой. Мисаил просит отца поза­бо­титься о ней, но тот прого­няет сына и не желает простить дочь. Прокофий, сын няни, тоже требует, чтобы Мисаил с бере­менной сестрой покинул его дом, ибо — «за такую юдоль люди не похвалят ни нас, ни вас». А вот Редька — жалеет Мисаила и сестру и осуж­дает доктора: «Ваше высо­ко­бла­го­родие, не будет вам царства небес­ного!» Доктор шутливо пари­рует: «Что же делать, надо быть кому-нибудь и в аду».

Последняя глава рассказа — свое­об­разный эпилог. Рассказчик «постарел, стал молчалив, суров»; он рабо­тает подряд­чиком вместо Редьки. В доме отца не бывает. Его жена живет за границей. Сестра умерла, оставив дочь. Вместе с малюткой Мисаил по празд­никам ходит на могилу сестры и иногда встре­чает там Анюту Благово. Она, видимо, по-преж­нему любит Мисаила и по-преж­нему скры­вает это. Лаская маленькую дочь Клео­патры, племян­ницу Мисаила, она дает волю чувствам, но — едва входят в город, стано­вится строга и холодна, словно между ней и девочкой ничего не было.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 3.188 ms