Крыжовник

Краткое содержание рассказа
Читается за 3 минут(ы)

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали видне­ется село Миро­но­сицкое. Начи­на­ется дождь, и они решают зайти к прия­телю-поме­щику Павлу Констан­ти­нычу Алехину, усадьба кото­рого распо­ла­га­ется непо­да­леку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длин­ными воло­сами, похожий больше на профес­сора или худож­ника, чем на поме­щика», встре­чает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и пред­ла­гает им пройти в купальню. Помыв­шись и пере­одев­шись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с варе­ньем Иван Иваныч расска­зы­вает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из канто­ни­стов, но выслужил офицер­ский чин и оставил детям потом­ственное дворян­ство. После смерти отца именье у них отсу­дили за долги. Николай с девят­на­дцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочув­ствовал желанию брата «запе­реть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время пред­ставлял себе будущую усадьбу, где непре­менно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недо­едал, женился без любви на некра­сивой, но богатой вдове. Он держал жену впро­го­лодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раска­и­ваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжов­ника, посадил их и зажил поме­щиком.

Когда Иван Иваныч приехал наве­стить брата, то был непри­ятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал насто­ящим барином, много ел, судился с сосед­ними заво­дами и говорил тоном мини­стра фразы вроде: «обра­зо­вание необ­хо­димо, но для народа оно преж­девре­менно». Николай потчевал брата крыжов­ником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счаст­ли­вого чело­века Иван Иванычем «овла­дело чувство, близкое к отча­янию». Всю ночь, прове­денную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире стра­дает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недо­едания. И сколько других людей живет «счаст­ливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благо­душно тащит на клад­бище своих покой­ников». Ему поду­ма­лось, что за дверью каждого счаст­ли­вого чело­века должен стоять «кто-нибудь с моло­точком» и напо­ми­нать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стря­сется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, закан­чивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовле­тво­рены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, спра­вед­ливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отно­шения. Но он рад и хочет, чтобы гости продол­жали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправ­ля­ются спать.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.835 ms