Дама с собачкой

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

Дмитрий Дмит­ри­евич Гуров, моложе сорока лет, москвич, по обра­зо­ванию филолог, но рабо­та­ющий в банке, отды­хает в Ялте. В Москве оста­лись нелю­бимая жена, которой он часто изме­няет, дочь двена­дцати лет, два сына-гимна­зиста. Во внеш­ности и харак­тере его есть «что-то привле­ка­тельное, неуло­вимое, что распо­ла­гало к нему женщин, манило их...». Сам он прези­рает женщин, считает их «низшей расой» и в то же время не может обхо­диться без них и посто­янно ищет любовных приклю­чений, обладая в этом большим опытом. На набе­режной он встре­чает молодую даму. Это «невы­со­кого роста блон­динка, в берете; за нею бежал белый шпиц». Отды­ха­ющие назы­вают ее «дамой с собачкой». Гуров решает, что неплохо бы начать с ней роман, и знако­мится с ней во время обеда в город­ском саду. Их разговор начи­на­ется обычным образом: «Время идет быстро, а между тем здесь такая скука! — сказала она, не глядя на него». «Это только принято гово­рить, что здесь скучно. Обыва­тель живет у себя где-нибудь в Белеве или Жиздре — и ему не скучно, а приедет сюда: „Ах, как скучно! ах, пыль!“ Поду­маешь, что он из Гренады приехал!» Она засме­я­лась...

Анна Серге­евна роди­лась в Петер­бурге, но прие­хала из города С., где живет уже два года, будучи замужем за чинов­ником по фамилии фон Дидериц (дед его был немец, а сам он право­славный). Работа мужа ее не инте­ре­сует, она даже не может вспом­нить название места его службы. Судя по всему, мужа она не любит и несчастна в своей жизни. «Что-то в ней есть жалкое все-таки», — заме­чает Гуров. Их роман начи­на­ется через неделю после знаком­ства. Она пере­жи­вает свое падение болез­ненно, считая, что Гуров первый не станет ее уважать. Он не знает, что отве­тить. Она пылко клянется, что всегда хотела чистой и честной жизни, что грех ей гадок. Гуров пыта­ется ее успо­коить, разве­се­лить, изоб­ра­жает страсть, которой, скорее всего, не испы­ты­вает. Их роман течет ровно и как будто ничем не угро­жает обоим. Ждут, что приедет муж. Но вместо этого он просит в письме вернуться жену. Гуров прово­жает ее на лошадях до станции; когда расста­ются, она не плачет, но выглядит грустной и больной. Он также «растроган, грустен», испы­ты­вает «легкое раска­яние». После отъезда Анны Серге­евны он решает вернуться домой.

Москов­ская жизнь захва­ты­вает Гурова. Он любит Москву, ее клубы, обеды в ресто­ранах, где он один «мог съесть целую порцию селянки на сково­родке». Каза­лось бы, он забы­вает о ялтин­ском романе, но вдруг по непо­нятной ему причине образ Анны Серге­евны начи­нает его вновь волно­вать: «Он слышал ее дыхание, ласковый шорох ее одежды. На улице он провожал взглядом женщин, искал, нет ли похожей на нее...» В нем просы­па­ется любовь, ему тем труднее пере­но­сить ее, что не с кем поде­литься своими чувствами. Наконец Гуров решает ехать в город С. Он снимает номер в гости­нице, узнает у швей­цара, где живут фон Дидериц, но так как не может прямо нанести им визит, подсте­ре­гает Анну Серге­евну в театре. Там видит ее мужа, в котором есть «что-то лакейски-скромное» и который вполне отве­чает провин­ци­альной скуке и пошлости города С. Анна Серге­евна пуга­ется встречи, умоляет Гурова уехать и обещает сама прие­хать к нему. Она лжет мужу, что едет посо­ве­то­ваться насчет женской болезни, и раз в два-три месяца встре­ча­ется с Гуровым в Москве в гости­нице «Славян­ский базар».

В конце описы­ва­ется их встреча — не первая и, видимо, не последняя. Она плачет. Он зака­зы­вает чай и думает: «Ну, пускай поплачет...» Затем подходит к ней и берет ее за плечи. В зеркале видит, что голова его начи­нает седеть, что он постарел и подурнел за последние годы. Пони­мает, что он и она совер­шили в жизни какую-то роковую ошибку, он и она не были счаст­ливы и только теперь, когда старость близка, по-насто­я­щему познали любовь. Они близки друг другу как муж и жена; их встреча — самое главное в их жизни.

«И каза­лось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начи­на­ется».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.





время формирования страницы 3.145 ms