Черный монах

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

Андрей Васи­льевич Коврин, магистр, заболе­вает расстрой­ством нервов. По совету прия­теля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпа­дает с пригла­ше­нием в гости от подруги детства Тани Песоцкой, прожи­ва­ющей вместе с отцом, Егором Семе­нычем, в имении Бори­совка. Апрель. Описание громад­ного разру­ша­ю­ще­гося дома Песоцких со старинным парком на англий­ский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвя­тивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью пере­дать свое хозяй­ство. В ночь, когда приез­жает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят пооче­редно: следят за работ­ни­ками, которые спасают деревья от замо­розков. Коврин с Таней идут в сад, вспо­ми­нают детство. Из разго­вора легко дога­даться, что Таня нерав­но­душна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощ­ницу. Таня тоже нравится Коврину, он пред­по­ла­гает, что может всерьез увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьез зани­мает его.

В деревне он ведет такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьет вино. Он крайне впечат­ли­телен. Однажды он расска­зы­вает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в черное монах шел по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого черного монаха — мираж, который двигался по поверх­ности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере... Наконец он вышел из пределов земной атмо­сферы и теперь блуж­дает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появ­ления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло... После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит черного монаха, возни­ка­ю­щего из вихря от земли до неба. Он проле­тает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыба­ется ему. Не пытаясь объяс­нить странное явление, Коврин возвра­ща­ется в дом. Его охва­ты­вает веселье. Он поет, танцует, и все находят, что у него особенное, вдох­но­венное лицо.

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из кото­рого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяй­ства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садо­вода сделал». Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды пони­мает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посе­щает черный монах, и между ними проис­ходит разговор, в котором монах призна­ется, что он суще­ствует лишь в вооб­ра­жении Коврина. «Ты один из тех немногих, которые по спра­вед­ли­вости назы­ва­ются избран­ни­ками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опаса­ется, что психи­чески болен. На это монах возра­жает, что все гени­альные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди». Радостно возбуж­денный Коврин встре­чает Таню и объяс­ня­ется ей в любви.

Идет подго­товка к свадьбе. Коврин много рабо­тает, не замечая суто­локи. Он счастлив. Раз или два в неделю встре­ча­ется с черным монахом и подолгу бесе­дует. Он убедился в собственной гени­аль­ности. После свадьбы Таня и Коврин пере­ез­жают в город. Однажды ночью Коврина вновь посе­щает черный монах, они бесе­дуют. Таня застает мужа разго­ва­ри­ва­ющим с неви­димым собе­сед­ником. Она напу­гана, как и Егор Семе­нович, гостящий в их доме. Таня угова­ри­вает Коврина лечиться, он в страхе согла­ша­ется. Он пони­мает, что сошел с ума.

Коврин лечился и почти выздо­ровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Рабо­тает мало, не пьет вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упре­кает её в том, что она заста­вила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был инте­ресен и ориги­нален...»

Он полу­чает само­сто­я­тельную кафедру. Но в день первой же лекции изве­щает теле­граммой, что читать не будет по болезни. У него идет горлом кровь. Он уже живет не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года — Варварой Нико­ла­евной, которая ухажи­вает за ним, как за ребенком. Они едут в Крым и по дороге оста­нав­ли­ва­ются в Сева­сто­поле. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Сева­сто­поле. Таня изве­щает о смерти отца, обви­няет его в этой смерти и прокли­нает. Им овла­де­вает «беспо­кой­ство, похожее на страх». Он ясно пони­мает, что он — посред­ствен­ность. Выходит на балкон и видит черного монаха. «Отчего ты не поверил мне? — спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. — Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идет кровь. Зовет Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 4.633 ms