Человек в футляре

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

Конец XIX в. Сель­ская мест­ность в России. Село Миро­но­сицкое. Вете­ри­нарный врач Иван Иванович Чимша-Гима­лай­ский и учитель гимназии Буркин, проохо­тив­шись весь день, распо­ла­га­ются на ночлег в сарае старосты. Буркин расска­зы­вает Иван Иванычу историю учителя грече­ского языка Бели­кова, с которым они препо­да­вали в одной гимназии.

Беликов был изве­стен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непре­менно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перо­чинный нож Бели­кова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закры­вался на все замки. Беликов стре­мился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь цирку­ляры, в которых что-нибудь запре­ща­лось. Любые откло­нения от нормы вызы­вали в нем смятение. Своими «футляр­ными» сооб­ра­же­ниями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Бели­ковым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случи­лось, что в гимназию назна­чили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Кова­ленко, чело­века моло­дого, весе­лого, из хохлов. С ним прие­хала его сестра Варенька, лет трид­цати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаро­вала всех в гимназии, и даже Бели­кова. Тут и пришла в голову учителям мысль поже­нить Бели­кова и Вареньку. Бели­кова стали убеж­дать в необ­хо­ди­мости жениться. Варенька стала оказы­вать ему «явную благо­склон­ность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Кова­ленок и в конце концов сделал бы Вареньке пред­ло­жение, если бы не один случай. Какой-то озорник нари­совал кари­ка­туру на Бели­кова, где тот был изоб­ражен с зонтом под руку с Варенькой. Экзем­пляры картинки были разо­сланы всем учителям. На Бели­кова это произ­вело очень тяжелое впечат­ление.

Вскоре Беликов встретил на улице Кова­ленок, ката­ю­щихся на вело­си­педах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его поня­тиям, учителю гимназии и женщине ездить на вело­си­педе не пристало. На другой день Беликов отпра­вился к Кова­ленкам «облег­чить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи чело­веком свобо­до­лю­бивым, с первого дня невзлюбил Бели­кова. Не стерпев его поучений насчет катания на вело­си­педах, Кова­ленко попросту спустил Бели­кова с лест­ницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знако­мыми. Увидев катя­ще­гося по лест­нице Бели­кова, она звонко рассме­я­лась. Мысль о том, что о проис­шедшем узнает весь город, привела Бели­кова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выра­жение лица у него было счаст­ливое. Каза­лось, он достиг своего идеала, «его поло­жили в футляр, из кото­рого он уже никогда не выйдет. Хоро­нили Бели­кова с приятным чувством осво­бож­дения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утоми­тельная, бестол­ковая жизнь, не запре­щённая цирку­ляром, но и не разре­шенная вполне».

Буркин закан­чи­вает рассказ. Размышляя об услы­шанном, Иван Иваныч произ­носит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 2.9 ms