Чайка

Краткое содержание рассказа
Читается за 9 минут(ы)

Действие проис­ходит в усадьбе Петра Нико­ла­е­вича Сорина. Его сестра, Ирина Нико­ла­евна Арка­дина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Констан­тином Гаври­ло­вичем Треплевым, и с Борисом Алек­се­е­вичем Триго­риным, белле­три­стом, довольно знаме­нитым, хотя ему нет еще сорока. О нем отзы­ва­ются как о чело­веке умном, простом, несколько мелан­хо­личном и очень поря­дочном. Что же каса­ется его лите­ра­турной деятель­ности, то, по словам Треплева, это «мило, талант­ливо <...> но <...> после Толстого или Золя не захо­чешь читать Триго­рина».

Сам Константин Треплев также пыта­ется писать. Считая совре­менный театр пред­рас­судком, он ищет новые формы теат­раль­ного действа. Собрав­шиеся в имении гото­вятся смот­реть пьесу, постав­ленную автором среди есте­ственных деко­раций. Играть в ней един­ственную роль должна Нина Михай­ловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых поме­щиков, в которую Константин влюблен. Роди­тели Нины кате­го­ри­чески против ее увле­чения театром, и поэтому она должна прие­хать в усадьбу тайно.

Константин уверен, что его мать против поста­новки пьесы и, еще не видев, горячо нена­видит ее, так как белле­тристу, кото­рого она любит, может понра­виться Нина Заречная. Ему также кажется, что мать его не любит, потому что своим возрастом — а ему двадцать пять лет — он напо­ми­нает ей о собственных годах. К тому же Констан­тину не дает покоя тот факт, что его мать — известная актриса. Ему дума­ется, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киев­ский мещанин, то его терпят в обще­стве знаме­нитых арти­стов и писа­телей только из-за матери. Он стра­дает также из-за того, что его мать открыто живет с Триго­риным и ее имя посто­янно появ­ля­ется на стра­ницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.

Обо всем этом в ожидании Заречной он и расска­зы­вает своему дяде. Сам Сорин очень любит театр и лите­ра­торов и призна­ется Треплеву в том, что сам когда-то хотел стать лите­ра­тором, да не полу­чи­лось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебном ведом­стве.

Среди ожида­ющих спек­такль также Илья Афана­сьевич Шамраев, поручик в отставке, управ­ля­ющий у Сорина; его жена — Полина Андре­евна и его дочь Маша; Евгений Серге­евич Дорн, доктор; Семен Семе­нович Медве­денко, учитель. Медве­денко безот­ветно влюблен в Машу, но Маша не отве­чает ему взаим­но­стью не только потому, что они разные люди и друг друга не пони­мают. Маша любит Констан­тина Треплева.

Наконец приез­жает Заречная. Она сумела вырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начи­нают соби­раться в саду. На эстраде деко­раций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Зато откры­ва­ется вели­ко­лепный вид на озеро. Над гори­зонтом стоит полная луна и отра­жа­ется в воде. Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе дека­дент­ской лите­ра­туры, что тут же отме­чает Арка­дина. Во время всей читки зрители посто­янно пере­го­ва­ри­ва­ются, несмотря на заме­чания Треплева. Вскоре ему это надо­едает, и он, вспылив, прекра­щает пред­став­ление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыс­кать его и успо­коить. Тем временем Арка­дина пред­став­ляет Нине Триго­рина, и после недол­гого разго­вора Нина уезжает домой.

Пьеса не понра­ви­лась никому, кроме Маши и Дорна. Ему хочется наго­во­рить Треплеву побольше прият­ного, что он и делает. Маша же призна­ется Дорну, что любит Треплева, и просит совета, но Дорн ничего не может ей посо­ве­то­вать.

Проходит несколько дней. Действие пере­но­сится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возмож­ность прие­хать в имение Сорина, Арка­дина и Полина Андре­евна соби­ра­ются в город, однако Шамраев отка­зы­ва­ется предо­ста­вить им лошадей, моти­вируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи. Проис­ходит маленькая ссора, Арка­дина чуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андре­евна почти призна­ется Дорну в любви. Их встреча с Ниной у самого дома дает ей ясно понять, что Дорн любит не ее, а Заречную.

Нина ходит по саду и удив­ля­ется тому, что жизнь знаме­нитых актеров и писа­телей точно такая же, как жизнь обык­но­венных людей, со своими быто­выми ссорами, пере­пал­ками, слезами и радо­стями, со своими хлопо­тами. Треплев приносит ей убитую чайку и срав­ни­вает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти пере­стала пони­мать его, так как он стал выра­жать свои мысли и чувства симво­лами. Константин пыта­ется объяс­ниться, но, увидев пока­зав­ше­гося Триго­рина, быстро уходит.

Нина и Тригорин оста­ются вдвоем. Тригорин посто­янно запи­сы­вает что-то в записную книжку. Нина восхи­ща­ется тем миром, в котором живут, по ее пред­став­лению, Тригорин и Арка­дина, восхи­ща­ется востор­женно и считает, что их жизнь напол­нена счастьем и чуде­сами. Тригорин же, напротив, рисует свою жизнь как мучи­тельное суще­ство­вание. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин запи­сы­вает в книжечку новый сюжет для неболь­шого рассказа о молодой девушке, похожей на чайку. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее».

Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша призна­ется Триго­рину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медве­денко, хотя и не любит его. Тригорин соби­ра­ется уезжать в Москву вместе с Арка­диной. Ирина Нико­ла­евна уезжает из-за сына, который стре­лялся, а теперь соби­ра­ется вызвать Триго­рина на дуэль. Нина Заречная соби­ра­ется тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Она приходит попро­щаться (в первую очередь с Триго­риным). Нина дарит ему меда­льон, где обозна­чены строки из его книги. Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь пона­до­бится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет после­до­вать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Арка­дина на коленях умоляет не поки­дать ее. Однако, согла­сив­шись на словах, Тригорин дого­ва­ри­ва­ется с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.

Проходит два года. Сорину уже шесть­десят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медве­денко и Маша женаты, у них есть ребенок, но счастья в их браке нет. Маше отвра­ти­тельны и муж, и ребенок, а сам Медве­денко очень от этого стра­дает.

Треплев расска­зы­вает Дорну, который инте­ре­су­ется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Триго­риным. У них родился ребенок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил ее и опять вернулся к Арка­диной. На сцене у Нины все скла­ды­ва­лось, кажется, еще хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завы­ва­ниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жало­ва­лась. В письмах подпи­сы­ва­лась Чайкой. Ее роди­тели знать ее не хотят и не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти. Треплев уверен, что не придет.

Однако он ошиба­ется. Нина появ­ля­ется совер­шенно неожи­данно. Константин в который раз призна­ется ей в любви и верности. Он готов все ей простить и всю жизнь посвя­тить ей. Нина не прини­мает его жертвы. Она до сих пор любит Триго­рина, в чем и призна­ется Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и пригла­шает Треплева взгля­нуть на ее игру, когда она станет великой актрисой.

Треплев после ее ухода рвет все свои руко­писи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В поки­нутой им комнате соби­ра­ются Арка­дина, Тригорин, Дорн и другие. Соби­ра­ются играть и петь. Разда­ется выстрел. Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернув­шись, он отводит Триго­рина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Нико­ла­евну, потому что ее сын, Константин Гаври­лович, застре­лился.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.




время формирования страницы 3.438 ms