Суходол

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

«Суходол» — семейная хроника стол­бовых дворян Хрущевых. В центре произ­ве­дения, кроме того, — судьба Натальи, дворовой, которая жила у Хрущевых как родная, будучи молочной сестрой отца. Рассказчик много­кратно повто­ряет мысль о близости сухо­доль­ских господ своей дворне. Сам он впервые попа­дает в усадьбу только в отро­че­стве, отме­чает особое очаро­вание разо­рен­ного Сухо­дола. Историю рода, как и историю самой усадьбы расска­зы­вает Наталья. Дед, Петр Кирил­лович, поме­шался от тоски после ранней смерти жены. Он конфлик­тует с дворовым Герваськой, по слухам, его неза­конным сыном. Герваська грубит барину, помы­кает им, чувствуя свою власть над ним, да и над осталь­ными обита­те­лями дома. Петр Кирил­лович выпи­сы­вает для сына Аркадия и дочери Тони учителей-фран­цузов, но не отпус­кает детей учиться в город. Обра­зо­вание полу­чает только сын Петр (Петрович). Петр выходит в отставку, чтобы попра­вить дела по хозяй­ству. Он приез­жает в дом вместе со своим това­рищем Войт­ке­вичем. Тоня влюб­ля­ется в послед­него, и молодая пара проводит много времени вместе. Тоня поет романсы под форте­пиано, Войт­кевич читает девушке стихи, а по всей веро­ят­ности, имеет по отно­шению к ней серьезные наме­рения. Однако Тоня так вспы­хи­вает при любой попытке Войт­ке­вича объяс­ниться, что, видимо, тем самым оттал­ки­вает моло­дого чело­века, и тот неожи­данно уезжает. Тоня от тоски лиша­ется разума, серьезно заболе­вает, стано­вится раздра­жи­тельной, жестокой, неспо­собной контро­ли­ро­вать свои поступки. Наталья же безна­дежно влюб­ля­ется в красавца Петра Петро­вича. Пере­пол­ненная новым чувством, счаст­ливая уже от того, что может нахо­диться рядом с пред­метом своей страсти, она, совер­шенно неожи­данно для себя самой крадет у Петра Петро­вича зеркальце в сереб­ряной оправе и несколько дней насла­жда­ется обла­да­нием вещью люби­мого, подолгу глядясь в зеркало в безумной надежде понра­виться моло­дому барину. Однако её недолгое счастье конча­ется позором и стыдом. Пропажа обна­ру­жи­ва­ется, Петр Петрович лично прика­зы­вает обрить Наталье голову и высы­лает её на дальний хутор. Наталья покорно отправ­ля­ется в путь, по дороге ей встре­ча­ется офицер, отда­ленно напо­ми­на­ющий Петра Петро­вича, девушка падает в обморок. «Любовь в Сухо­доле необычна была. Необычна была и нена­висть».

Петр Петрович, посе­лив­шись в фамильной усадьбе, решает завести «нужные» знаком­ства, а для этого устра­и­вает званый обед. Дед невольно мешает ему пока­зать, что он — первое лицо в доме. «Дедушка был блаженно-счастлив, но бестактен, болтлив и жалок в своей бархатной шапочке... Он тоже вооб­разил себя радушным хозя­ином и суетился с раннего утра, устра­ивая какую-то глупую цере­монию из приема гостей». Дед посто­янно пута­ется у всех под ногами, за обедом говорит «нужным» людям глупости, чем раздра­жает Герваську, признан­ного неза­ме­нимым слугой, с которым все в доме вынуж­дены считаться. Герваська оскорб­ляет Петра Кирил­ло­вича прямо за столом, и тот просит защиты у пред­во­ди­теля. Дед угова­ри­вает гостей остаться ноче­вать. Утром он выходит в залу, прини­ма­ется пере­став­лять мебель. Неслышно появив­шийся Герваська прикри­ки­вает на него. Когда дед пыта­ется оказать сопро­тив­ление, Герваська просто бьет его в грудь, тот падает, ударя­ется виском о ломберный стол и умирает. Герваська исче­зает из Сухо­дола, и един­ственным чело­веком, который видел его с того момента, оказы­ва­ется Наталья. Наталью по требо­ванию «барышни» Тони возвра­щают из ссылки в Сошках. За прошедшее время Петр Петрович женился, и теперь в Сухо­доле хозяй­ни­чает его жена Клавдия Марковна. Она ждет ребенка. Наталью пристав­ляют к Тоне, которая срывает на ней свой тяжелый характер — бросает в девушку пред­меты, посто­янно ругает её за что-нибудь, всячески изде­ва­ется над ней. Однако Наталья быстро приспо­саб­ли­ва­ется к привычкам барышни и находит с нею общий язык. Наталья смолоду запи­сы­вает себя в старухи, отка­зы­ва­ется идти замуж (ей снятся страшные сны, будто она выходит замуж за козла и будто её преду­пре­ждают о невоз­мож­ности заму­же­ства для неё и неиз­беж­ности ката­строфы вслед за тем). Тоня посто­янно испы­ты­вает беспри­чинный ужас, отовсюду ожидает беды и зара­жает Наталью своими стра­хами. Дом посте­пенно напол­ня­ется «божьими людьми», среди которых появ­ля­ется и некто Юшка. «Палец о палец не ударил он никогда, а жил, где бог пошлет, платя за хлеб, за соль расска­зами о своем полнейшем безделье и о своей «провин­ности». Юшка уродлив, «похож на горба­того», похотлив и необы­чайно нагл. Явив­шись в Суходол, Юшка посе­ля­ется там, назвав­шись «бывшим монахом». Он ставит Наталью перед необ­хо­ди­мо­стью усту­пить ему, т. к. она ему «понра­ви­лась». Таким образом та убеж­да­ется, что её сон про козла был «вещим». Через месяц Юшка исче­зает, а Наталья обна­ру­жи­вает, что бере­менна. Вскоре сбыва­ется и второе её снови­дение: заго­ра­ется сухо­доль­ский дом, и от страха она теряет ребенка. Тоню пыта­ются выле­чить: возят к святым мощам, пригла­шают колдуна, но все тщетно, она стано­вится еще придир­чивее. Однажды, когда Петр Петрович едет к любов­нице, на обратном пути его насмерть заши­бает копытом лошадь. Дом ветшает, все «леген­дарнее стано­вится прошлое». Дожи­ва­ющие здесь свои дни женщины — Клавдия Марковна, Тоня, Наталья — коро­тают вечера в молчании. Только на погосте еще чувствует молодой рассказчик свою близость к предкам, но уже не может с уверен­но­стью найти их могил.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.32 ms