Легое дыхание

Краткое содержание рассказа
Читается за 3 минут(ы)

Экспо­зиция рассказа — описание могилы главной героини. Далее следует изло­жение её истории. Оля Мещер­ская — благо­по­лучная, способная и шалов­ливая гимна­зистка, безраз­личная к настав­ле­ниям классной дамы. В пятна­дцать лет она была признанной краса­вицей, имела больше всех поклон­ников, лучше всех танце­вала на балах и бегала на коньках. Ходили слухи, что один из влюб­ленных в нее гимна­зи­стов поку­шался на само­убий­ство из-за её ветре­ности.

В последнюю зиму своей жизни Оля Мещер­ская «совсем сошла с ума от веселья». Ее пове­дение застав­ляет началь­ницу сделать очередное заме­чание, упрекнув её, среди прочего, в том, что она одева­ется и ведет себя не как девочка, но как женщина. На этом месте Мещер­ская её пере­би­вает спокойным сооб­ще­нием, что она — женщина и повинен в этом друг и сосед её отца, брат началь­ницы Алексей Михай­лович Малютин.

Спустя месяц после этого разго­вора некра­сивый казачий офицер застрелил Мещер­скую на плат­форме вокзала среди большой толпы народа. Судеб­ному приставу он объявил, что Мещер­ская была с ним близка и покля­лась быть его женой. В этот день, провожая его на вокзал, она сказала, что никогда не любила его, и пред­ло­жила прочесть стра­ничку из своего днев­ника, где описы­ва­лось, как её совратил Малютин.

Из днев­ника следо­вало, что это случи­лось, когда Малютин приехал в гости к Мещер­ским и застал дома одну Олю. Описы­ва­ются её попытки занять гостя, их прогулка по саду; принад­ле­жащее Малю­тину срав­нение их с Фаустом и Марга­ритой. После чая она сделала вид, что нездо­рова, и прилегла на тахту, а Малютин пересел к ней, сначала целовал ей руку, затем поце­ловал в губы. Дальше Мещер­ская напи­сала, что после того, что случи­лось потом, она чувствует к Малю­тину такое отвра­щение, что не в силах это пере­жить.

Действие закан­чи­ва­ется на клад­бище, куда каждое воскре­сенье на могилу Оли Мещер­ской приходит её классная дама, живущая в иллю­зорном мире, заме­ня­ющем ей реаль­ность. Пред­метом преды­дущих её фантазий был брат, бедный и ничем не приме­ча­тельный прапорщик, будущ­ность кото­рого ей пред­став­ля­лась блестящей. После гибели брата его место в её сознании зани­мает Оля Мещер­ская. Она ходит на её могилу каждый праздник, часами не спус­кает глаз с дубо­вого креста, вспо­ми­нает бледное личико в гробу среди цветов и однажды подслу­шанные слова, которые Оля гово­рила своей любимой подруге. Она прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины, — черные глаза, черные ресницы, длиннее обыч­ного руки, но главное — легкое дыхание, и ведь у нее (у Оли) оно есть: «...ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда есть?»

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.317 ms