Балаганчик

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минут(ы)

На сцене — обык­но­венная теат­ральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосре­до­то­ченным видом сидят Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях. У окна сидит Пьеро в белом бала­хоне. Мистики ждут прибытия Смерти, Пьеро ждет прихода своей невесты Колом­бины, Неожи­данно и непо­нятно откуда появ­ля­ется девушка необык­но­венной красоты. Она в белом, за плечами лежит запле­тенная коса. Востор­женный Пьеро молит­венно опус­ка­ется на колени. Мистики в ужасе отки­ды­ва­ются на спинки стульев:

«Прибыла! Пустота в глазах ее! Черты бледны как мрамор! Это — Смерть!» Пьеро пыта­ется разубе­дить Мистиков, говоря, что это Колом­бина, его невеста, однако Пред­се­да­тель мисти­че­ского собрания уверяет Пьеро, что он ошиба­ется, это — Смерть. Расте­рянный Пьеро устрем­ля­ется к выходу, Колом­бина следует за ним. Появив­шийся Арлекин уводит Колом­бину, взяв ее за руку. Мистики безжиз­ненно пови­сают на стульях — кажется, висят пустые сюртуки. Занавес закры­ва­ется, на подмостки выска­ки­вает Автор, который пыта­ется объяс­нить публике сущность напи­санной им пьесы: речь идет о взаимной любви двух юных душ; им преграж­дает путь третье лицо, но преграды наконец падают, и любящие навеки соеди­ня­ются. Он, Автор, не признает никаких алле­горий... Однако дого­во­рить ему не дают, высу­нув­шаяся из-за зана­веса рука хватает Автора за шиворот, и он исче­зает за кулисой.

Занавес раскры­ва­ется. На сцене — бал. Под звуки танца кружатся маски, прогу­ли­ва­ются рыцари, дамы, паяцы. Грустный Пьеро, сидя на скамье, произ­носит монолог: «Я стоял меж двумя фона­рями / И слушал их голоса, / Как шепта­лись, закрыв­шись плащами, / Цело­вала их ночь в глаза. / ...Ах, тогда в извоз­чичьи сани / Он подругу мою усадил! / Я бродил в морозном тумане, / Издали за ними следил. / Ах, сетями ее он опутал / И, смеясь, звенел бубенцом! Но когда он ее закутал, — / Ах, подруга свали­лась ничком! / ...И всю ночь по улицам снежным / Мы брели — Арлекин и Пьеро... / Он прижался ко мне так нежно, / Щеко­тало мне нос перо! / Он шептал мне:

«Брат мой, мы вместе, / Нераз­лучны на много дней... / Погру­стим с тобой о невесте, / О картонной невесте твоей!» Пьеро грустно удаля­ется.

Перед зрите­лями одна за другой проходят влюб­ленные пары. двое, вооб­ра­зившие, что они в церкви, тихо разго­ва­ри­вают, сидя на скамье;

двое страстных влюб­ленных, их движения стре­ми­тельны; пара сред­не­ве­ковых любов­ников — она тихо, как эхо, повто­ряет последние слова каждой его фразы. Появ­ля­ется Арлекин: «По улицам сонным и снежным / Я таскал глупца за собой! / Мир открылся очам мятежным, / Снежный ветер пел надо мной! /... Здрав­ствуй, мир! Ты вновь со мною! / Твоя душа близка мне давно! / Иду дышать твоей весною / В твое золотое окно!» Арлекин выпры­ги­вает в нари­со­ванное окно — бумага лопа­ется. В бумажном разрыве на фоне зани­ма­ю­щейся зари стоит Смерть — в длинных белых одеждах с косой на плече.

Все в ужасе разбе­га­ются. Неожи­данно появ­ля­ется Пьеро, он медленно идет через всю сцену, простирая руки к Смерти, и по мере его прибли­жения ее черты начи­нают оживать — и вот на фоне зари стоит у окна Колом­бина. Пьеро подходит, хочет коснуться ее руки — как вдруг между ними просо­вы­ва­ется голова Автора, который хочет соеди­нить руки Колом­бины и Пьеро. Внезапно деко­рации взви­ва­ются и улетают вверх, маски разбе­га­ются, на пустой сцене беспо­мощно лежит Пьеро. Жалобно и мечта­тельно Пьеро произ­носит свой монолог: «Ах, как светла та, что ушла / (Звенящий товарищ ее увел). / У пала она (из картона была). / А я над ней смеяться пришел. / И вот стою я, бледен лицом, / Но вам надо мной смеяться грешно. / Что делать! Она упала ничком... / Мне очень грустно. А вам смешно?»

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.11 ms