Голова профессора Доуэля

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Мари Лоран, молодой врач, полу­чает пред­ло­жение посту­пить на работу в лабо­ра­торию профес­сора Керна. Кабинет, в котором Керн прини­мает её, произ­водит весьма мрачное впечат­ление. Но куда более мрачным оказы­ва­ется посе­щение лабо­ра­тории: там Мари видит отде­ленную от туло­вища чело­ве­че­скую голову. Голова укреп­лена на квад­ратной стек­лянной доске, от нее к различным баллонам и цилин­драм идут трубки. Голова рази­тельно напо­ми­нает Мари недавно умер­шего профес­сора Доуэля, извест­ного ученого-хирурга. Это и в самом деле его голова. По словам Керна, ему удалось «воскре­сить» только голову Доуэля, стра­дав­шего неиз­ле­чимым недугом. («Я бы пред­почла смерть такому воскре­сению», — реаги­рует на это Мари Лоран.)

Мари посту­пает рабо­тать в лабо­ра­торию Керна. В её обязан­ности входит следить за состо­я­нием головы, которая «слышит, пони­мает и может отве­чать мимикой лица». Кроме того, Мари ежедневно приносит голове ворох меди­цин­ских журналов, и они вместе их «просмат­ри­вают». Между головой и Мари уста­нав­ли­ва­ется некое подобие общения, и однажды голова профес­сора Доуэля взглядом просит девушку отвер­нуть кран на трубке, подве­денной к его горлу (Керн строго запретил Мари трогать кран, сказав, что это приведет к немед­ленной смерти головы). Голове удается объяс­нить Мари: этого не случится. Девушка колеб­лется, но в конце концов испол­няет просьбу и слышит шипение и слабый надтрес­нутый голос — голова может гово­рить! В тайных беседах Мари Лоран и головы профес­сора выяс­ня­ются чудо­вищные подроб­ности ожив­ления.

Керн был асси­стентом профес­сора. Он талант­ливый хирург. Во время их совместной работы с профес­сором Доуэлем случился припадок астмы, и, очнув­шись, он увидел, что лишился тела. Керну было необ­хо­димо сохра­нить действу­ющим мозг профес­сора, чтобы продол­жать иссле­до­вания. Доуэль отка­зы­вался сотруд­ни­чать с ним, хотя Керн и заставлял его самыми грубыми мето­дами (пропуская через голову профес­сора элек­три­че­ский ток, приме­шивая к пита­тельным растворам раздра­жа­ющие веще­ства). Но когда Керн, проводя опыты на глазах у головы, сделал несколько ошибок, которые могли погу­бить резуль­таты их усилий, профессор Доуэль не выдержал и согла­сился продол­жать работу.

С помощью Доуэля Керн ожив­ляет ещё две головы, мужскую и женскую (Тома Буш, рабочий, попавший под авто­мо­биль, и Брике, певичка из бара, полу­чившая пред­на­зна­чав­шуюся не ей пулю). Операция проходит успешно, но головы Тома и Брике, в отличие от Доуэля, не привыкшие к интел­лек­ту­альной деятель­ности, томятся без тела. У Мари Лоран прибав­ля­ется работы. Она не только следит за состо­я­нием всех трех голов, но ещё пока­зы­вает Тома и Брике фильмы, вклю­чает им музыку. Но всё напо­ми­нает им прежнюю жизнь и только расстра­и­вает их. Настой­чивой Брике удается угово­рить Керна попро­бо­вать пришить ей новое тело. Тем временем Керн узнает о беседах Мари и головы профес­сора Доуэля. Девушка готова разоб­ла­чить его, поведав всему миру его страшную тайну, и Керн запре­щает Мари возвра­щаться домой. Мари пробует проте­сто­вать. Керн на её глазах отклю­чает один из кранов, лишая воздуха голову Доуэля. Мари согла­ша­ется на его условия, и лабо­ра­тория стано­вится её тюрьмой.

На месте желез­но­до­рожной ката­строфы Керн находит подхо­дящее для Брике тело и похи­щает его. Прижив­ление проходит удачно. Вскоре Брике разре­шают гово­рить. Она пробует петь, при этом обна­ру­жи­ва­ется некая стран­ность: в верхнем реги­стре голос Брике довольно писклив и не очень приятен, а в нижнем у нее оказы­ва­ется превос­ходное грудное контральто. Мари просмат­ри­вает газеты, чтобы понять, кому принад­ле­жало это молодое, изящное тело, достав­шееся теперь Брике. Ей на глаза попа­да­ется заметка, что труп известной итальян­ской артистки Анже­лики Гай, следо­вавшей в поезде, потер­певшем крушение, исчез бесследно. Брике разре­шают встать, она начи­нает ходить, порою в жестах её заметна удиви­тельная грация. Брике воюет с Керном: она хочет вернуться домой и пред­стать перед своими друзьями в новом обличье, но в наме­рения хирурга не входит отпус­кать её из лабо­ра­тории. Поняв это, Брике бежит, спустив­шись со второго этажа по связанным простыням. Она не раскры­вает друзьям тайны своего возвра­щения. Брике вместе со своей подругой Рыжей Мартой и её мужем Жаном (взлом­щиком сейфов) уезжают вместе, чтобы скрыться от возмож­ного пресле­до­вания полиции. Жан заин­те­ре­сован в этом не меньше, чем Брике.

Они оказы­ва­ются на одном из пляжей Среди­зем­ного моря, где случайно встре­ча­ются с Арманом Ларе, худож­ником, и Артуром Доуэлем, сыном профес­сора. Арман Ларе не может забыть Анже­лику Гай, он был «не только поклон­ником таланта певицы, но и её другом, её рыцарем». Ларе острым взглядом худож­ника улав­ли­вает сход­ство незна­комой молодой женщины с пропавшей певицей: фигура её «похожа как две капли воды на фигуру Анже­лики Гай». У нее та же родинка на плече, что у Анже­лики, те же жесты, Арман Ларе и Артур Доуэль решают выяс­нить тайну. Ларе пригла­шает незна­комку и её друзей совер­шить прогулку на яхте и там, остав­шись наедине с Брике, застав­ляет её расска­зать свою историю. Она без утайки отве­чает на расспросы сначала Ларе, потом Артура Доуэля. Когда Брике упоми­нает нахо­див­шуюся в лабо­ра­тории третью голову, Артур дога­ды­ва­ется, о ком идет речь. Он пока­зы­вает Брике фото­графию своего отца, и она подтвер­ждает его догадку. Друзья увозят Брике в Париж, чтобы с её помощью разыс­кать голову профес­сора Доуэля. Арман Ларе нахо­дится в неко­тором смятении: он чувствует симпатию — а может, и нечто большее — к Брике, но не может понять, что именно его привле­кает, тело Анже­лики или личность самой Брике. Брике ощущает, что в её жизнь певички из бара вошло что-то совсем новое.

Совер­ша­ется чудо «пере­во­пло­щения» — чистое тело Анже­лики Гай не только омола­жи­вает голову Брике, оно изме­няет ход её мыслей. Но маленькая ранка, что была на ступне у Анже­лики, вдруг дает о себе знать: у Брике начи­нает болеть, крас­неет и опухает нога. Ларе и Доуэль хотят пока­зать Брике врачам, но она возра­жает против этого, боясь, что вся её история будет предана огласке. Доверяя только Керну, Брике тайком едет к нему в лабо­ра­торию. Тем временем Доуэль, разыс­кивая Мари Лоран, узнает, что девушку зато­чили в боль­ницу для душев­но­больных.

Пока друзья с трудом осво­бож­дают Мари, Керн безуспешно пыта­ется спасти ногу Брике. В конце концов он вынужден вновь отде­лить голову Брике от туло­вища. Керн, понимая, что таить впредь его опыты невоз­можно, демон­стри­рует публике живую голову Брике (голова Тома к этому времени поги­бает). Во время этой демон­страции Мари Лоран, пылая гневом и нена­ви­стью, обли­чает Керна как убийцу и вора, присво­ив­шего чужие труды. Чтобы скрыть следы преступ­ления, Керн при помощи пара­фи­новых инъекций изме­няет вид головы профес­сора Доуэля. Артур Доуэль, явив­шись к началь­нику полиции, просит произ­вести обыск у Керна. Сам же он, вместе с Мари Лоран и Арманом Ларе, присут­ствует при этом. Они видят последние минуты головы профес­сора Доуэля. Поли­цей­ские соби­ра­ются допро­сить Керна. Керн направ­ля­ется в свой кабинет, и вскоре оттуда доно­сится выстрел.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.47 ms