Цыганка

Краткое содержание рассказа
Читается за 7 минут(ы)

Действие «повести» (так назы­вает «Цыганку» автор) проис­ходит в Москве.

Ранним летним утром расхо­дятся пьяные гости. Хозяин, Елецкой, «брюзг­ливым оком» огля­ды­вает следы «буйного разгулья» в своем некогда вели­ко­лепном, но запу­щенном барском доме. Открыв окно, Елецкой «с душевною враждой» смотрит на вста­ющую ото сна «пышную столицу»; все в его жизни связано с Москвой, но он чужд ей больше, чем кто-либо.

Елецкой осиротел в юности. Свет­ская жизнь скоро пока­за­лась ему скучной и глупой, и он «зажил на просторе» «между буянов и повес». В разгуле Елец­кого было больше «буйства мысли», чем сердечной развра­щен­ности; тем скорее он восста­новил против себя общее мнение.

Промо­тав­шись за границей, Елецкой обос­но­вался в Москве и взял в дом к себе цыганку; это окон­ча­тельно разру­шило его связи со светом.

Однажды на святой неделе, на гуля­ньях под Новин­ским (следует подробное описание ярмарки) Елецкой встре­чает прекрасную и цело­муд­ренную девицу, и она напом­нила ему о «виденье» «его разбор­чивой весны». Елецкой узнает, что она — девушка из обще­ства, предубеж­ден­ного против него.

Не пред­став­ляясь Вере, Елецкой, «полюбив свое стра­данье», посто­янно стара­ется увидеть ее — на прогулках и в театре. На Твер­ском буль­варе он подни­мает обро­ненную ею перчатку, встре­вожив вооб­ра­жение девушки. Но «сомни­тельное счастье/ Мгно­венных, бедных этих встреч» прервано осенним нена­стьем и зимою.

Вера должна быть в одном известном маска­раде, куда с надеждою едет Елецкой. Гостей «мучит бес мисти­фи­каций», но ни у кого, кроме Елец­кого, недо­стает вооб­ра­жения для мисти­фи­каций: Елецкой интри­гует Веру, успев разве­дать о ней те мелочи, «в которых тайны роковые/ Девицы видят молодые». В разго­воре с Верой Елецкой назы­вает себя «духом», вечно сопро­вож­да­ющим Веру, и напо­ми­нает о том летнем вечере на Твер­ском, когда сумрак позволил ему принять образ смерт­ного. Уже уходя из зала, Елецкой, подчи­нив­шись настой­чивой просьбе Веры, снимает маску. В этот миг на балу пока­зы­ва­ется «лицо другое», гневно свер­ка­ющее очами и грозящее Вере.

На следу­ющее утро Елецкой необычно беспо­коен и радо­стен. Вдруг он заме­чает тоску и злобу своей подруги, цыганки Сары, и спра­ши­вает о причине. Сара заяв­ляет, что знает о любви Елец­кого к «знатной барышне», упре­кает Елец­кого. Елецкой напо­ми­нает ей о том, что они, когда сходи­лись, обещали не стес­нять свободы друг друга, Сара жалу­ется на судьбу цыган: «Мы на обиды рождены!/ Заба­вить прихоти чужие/ Для пропи­танья мы должны». Елецкой пыта­ется утешить ее: он, отвер­женный светом, сам в этом похож на цыгана, и тем прочнее его связь с Сарою.

Между тем отно­шения с Сарой давно пере­стали удовле­тво­рять Елец­кого: она скучает в разго­ворах с ним, зевает, преры­вает Елец­кого «сторонней шуткой» и т. п. Правда, не понимая «невра­зу­ми­тельных речей» Елец­кого, языка «обра­зо­ван­ного чувства», цыганка все же пони­мает их «голос», «смутно трога­ется» им и привя­зы­ва­ется к Елец­кому все больше — в то время как он все больше охла­де­вает к ней.

Елецкой часто встре­ча­ется с Верою на балах и вскоре, обод­ренный ее внима­нием, уже открыто говорит ей о своей любви. Вера, видевшая Сару на маска­раде, спра­ши­вает Елец­кого о ней. Елецкой объяс­няет Вере свое сбли­женье с цыганкой как ошибку: «я не был с нею дружен!/ Я для души ее не нужен, — / Нужна другая для моей».

Вера ничего не отве­чает Елец­кому, но его слова для нее очень важны. Способная к сильным стра­стям и впервые влюб­ленная, она счаст­лива любовью Елец­кого, «благо­по­лучна душою» и не подо­зре­вает о близкой «поги­бельной грозе».

Прибли­жа­ется великий пост, когда Елецкой уже не сможет видеть Веру в театрах и на балах; мысль о пред­сто­ящей разлуке тяжела для обоих, хотя Вера пыта­ется, но безуспешно, скрыть свои чувства. Елецкой реша­ется немед­ленно жениться на Вере.

Для объяс­нения Елецкой выби­рает время, когда Вера оста­ется дома одна. Неожи­данный приход героя пугает девушку; она гонит его прочь; он упре­кает ее в кокет­стве. Этот упрек обез­ору­жи­вает Веру; она сове­тует Елец­кому просить ее руки у дяди, заме­нив­шего ей отца. Елецкой уверяет ее, что строгий старик не согла­сится выдать ее за чело­века с такой дурной репу­та­цией; един­ственный выход — бежать и венчаться без согласия родных. Вера не может решиться на это сразу; Елецкой уверяет, что разлука убьет его, грозит, что прервет знаком­ство с Верой; наконец она согла­ша­ется.

Елецкой возвра­ща­ется домой веселый, но у порога настро­ение его изме­ня­ется: он вспомнил о Саре.

Он все заранее обдумал: чтобы не оскор­бить Веру новой встречей с Сарой, он в ту же ночь уедет из Москвы и обвен­ча­ется в дальней деревне. Сары и ее любви — «расчет­ливой», продажной — Елец­кому не жаль. И вдруг «упрек в дуще его возник»...

В один из вечеров Саре особенно плохо. Старая цыганка принесла ей приво­ротное зелье. Приходит Елецкой и сооб­щает ей, что женится, что они должны расстаться сегодня же и что он обес­печит ее будущ­ность. Сара отве­чает ему с видимым спокой­ствием, отка­зы­ва­ется от «постылых мило­стей» и просит в последний раз выпить за ее здоровье. Спокой­ствие Сары приятно удив­ляет Елец­кого, он опять любезен и весел и пьет до дна. Сара стано­вится откро­веннее: она сомне­ва­ется в счаст­ливой семейной жизни Елец­кого — «Стош­нишь поря­дочным житьем» — и наконец призна­ется, что наде­ется вернуть себе его любовь. Елецкой удивлен; цыганка спра­ши­вает, чем невеста лучше ее, жалу­ется, что Елецкой замучил ее: «Такая ль я тебе доста­лась?/ Глаза потух­нули от слез;/ Лицо завяло, грудь иссохла;/ Я только-только что не сдохла!» Тут Елецкой говорит, что ему дурно — Сара решает, что это действует приво­ротное зелье, торже­ствует и прокли­нает Веру, обни­мает Елец­кого — и наконец заме­чает, что он мертв.

Вера напрасно прождала Елец­кого ночью на улице. После этого она уехала из Москвы и верну­лась лишь два года спустя, холодная ко всему; она или верна памяти прошлого, равно­душная к насто­я­щему, или раска­и­ва­ется в своем легко­мыслии. Сара сошла с ума и живет в таборе; сознание к ней, кажется, возвра­ща­ется только тогда, когда она поет с цыган­ским хором.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.32 ms