Кролик, беги

Краткое содержание рассказа
Читается за 6 минут(ы)

Двадца­ти­ше­сти­летний Гарри Энгстром, по прозвищу Кролик, живет в поселке Маунт-Джадж вблизи города Бруэра, штат Пенсиль­вания. Он женат, у него растет сын Нельсон, но семей­ного счастья нет и в помине. Семейные обяза­тель­ства сильно тяготят героя. Жена Дженис пьет, а её бере­мен­ность отнюдь не напол­няет Кролика гордо­стью от сознания того, что их семью ожидает попол­нение. Когда-то, еще в школе, он прекрасно играл в баскетбол, и меткость его бросков стала легендой, шагнувшей за пределы родного округа. Но спор­тивной карьеры Кролик не сделал, вместо этого он рекла­ми­рует различные кухонные приспо­соб­ления вроде чудо-терки, и воспо­ми­нания о былых подвигах лишь усили­вают у героя тоску и ощущение, что жизнь его реши­тельно не удалась.

Очередная размолвка с нелю­бимой женой приводит к тому, что он садится в авто­мо­биль и едет куда глаза глядят, словно надеясь вырваться из закол­до­ван­ного круга житей­ских забот и неурядиц. Но, доехав до Западной Вирджинии, Кролик все же не выдер­жи­вает и, развернув машину, возвра­ща­ется в родную Пенсиль­ванию. Не желая, однако, возвра­щаться в опостылевший дом, он приез­жает к мистеру Тотеро, своему бывшему школь­ному тренеру, и тот пускает его пере­но­че­вать. На следу­ющий день Тотеро знакомит его с Рут Ленард, с которой у Кролика завя­зы­ва­ются отно­шения, никак, впрочем, не напо­ми­на­ющие любовь с первого взгляда.

Между тем Дженис, обес­по­ко­енная внезапным исчез­но­ве­нием мужа, пере­би­ра­ется к своим роди­телям. Ее мать наста­и­вает, чтобы к розыскам беглеца подклю­чили полицию, но её муж и дочь против. Они пред­по­чи­тают подо­ждать. Им на помощь приходит молодой священник их прихода Джек Экклз. Его вообще отли­чает стрем­ление делом помо­гать своим прихо­жанам, среди которых слишком многие нужда­ются в утешении. Не жале­ющий ни времени, ни сил на тех, кто вверен его попе­чению, Экклз являет собой рази­тельный контраст со священ­ником прихода Энгстромов. Старик Круп­пенбах не одоб­ряет «суеты» своего моло­дого коллеги, полагая, что истинный долг священ­но­слу­жи­теля — пода­вать своей пастве поло­жи­тельный пример собственным образ­цовым пове­де­нием и неко­ле­бимой верой.

Экклз, однако, горит жела­нием не просто вернуть Кролика в лоно семьи, но и помочь ему найти себя. Он пригла­шает его на партию в гольф, внима­тельно выслу­ши­вает, расспра­ши­вает о жизни. Он находит ему временную работу — ухажи­вать за садом одной из своих прихо­жанок, и хотя она отнюдь не сулит златых гор, это неплохое подспорье выпав­шему из обыден­ного суще­ство­вания Кролику.

Медленно нала­жи­ва­ются отно­шения Рут и Кролика, но когда между ними возни­кает что-то похожее на близость, звонок Экклза возвра­щает героя к прошлому — Дженис попала в боль­ницу и вот-вот родит. Кролик сооб­щает Рут о своем решении вернуться к жене и поста­раться помочь ей в этот трудный час. Этот уход стано­вится для Рут насто­ящим ударом, но Кролик не намерен менять решения. Роды проходят благо­по­лучно, Дженис рожает девочку, и вскоре семья вновь воссо­еди­ня­ется — уже вчет­вером. Но семейная идиллия оказы­ва­ется недолгой. Тяжело заболе­вает, а затем и умирает мистер Тотеро, один из немногих людей в этом мире, кому Кролик доверял и кто, как ему кажется, понимал его. Ну, а отно­шения с Дженис никак не могут нала­диться. Ссора следует за ссорой, и наконец Кролик снова уходит из дома.

Какое-то время Дженис скры­вает это от своих роди­телей, но слишком долго сохра­нять тайну ей не удается. Эта размолвка снова возвра­щает её к алко­голю, и вскоре случа­ется непо­пра­вимое. В состо­янии силь­ного опья­нения Дженис роняет малышку в ванну, и та захле­бы­ва­ется. Гарри Энгстром снова возвра­ща­ется — с тем чтобы принять участие в похо­ронной цере­монии.

Приличия вроде бы соблю­дены, но мира между супру­гами нет. Очередная ссора проис­ходит прямо на клад­бище, и Кролик, как это случа­лось с ним не раз, снова спаса­ется бегством, причем в самом прямом смысле. Он бежит по клад­бищу зигза­гами, лавируя между надгро­биями, а вдогонку ему разда­ется голос Экклза, который тщетно пыта­ется оста­но­вить героя.

Он возвра­ща­ется к Рут, но она не желает его больше видеть. Она не может простить ему уход: однажды ночью он сообщил ей о желании вернуться к жене. Выяс­ня­ется, что она забе­ре­ме­нела, крайне нужда­лась в поддержке Кролика, но не полу­чила её. Она соби­ра­лась сделать аборт, но не нашла в себе сил довести до конца заду­манное. Кролик угова­ри­вает её оста­вить ребенка, говорит, что это прекрасно, что он любит её. Но Рут впрямую спра­ши­вает, готов ли он жениться на ней. Кролик бормочет: «С удоволь­ствием», но новые вопросы Рут ставят его в тупик. Он не знает, что делать с Дженис, как бросить Нель­сона. Рут говорит, что если они поже­нятся, то она готова оста­вить ребенка, но если он будет по-преж­нему жалеть всех — и никого, то пусть знает: она для него умерла, равно как и будущий ребенок.

Кролик уходит от Рут в полном заме­ша­тель­стве. Он пони­мает, что необ­хо­димо принять какое-то решение, но совер­шить конструк­тивный поступок выше его сил. Он идет по городу, а затем пере­ходит на бег. Он бежит, словно пытаясь убежать от проблем, оста­вить за спиной все те слож­ности, тягостные проти­во­речия, которые отрав­ляют ему жизнь.

И он бежит, бежит...

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.224 ms