Жизнь Человека

Краткое содержание рассказа
Читается за 7 минут(ы)

На протя­жении всего действия на сцене нахо­дятся Некто в сером и второй безы­мянный персонаж, молча­ливо стоящий в дальнем углу. В прологе Некто в сером обра­ща­ется к публике с объяс­не­нием того, что ей будет пред­став­лено. Это — жизнь Чело­века, вся, от рождения до смерт­ного часа, подобная свече, которую он, свиде­тель жизни, будет держать в руке. На глазах у него и у зрителей Человек пройдет все ступени бытия, от низу до верху — и от верху к низу. Огра­ни­ченный зрением, Человек никогда не будет видеть следу­ющей ступени; огра­ни­ченный слухом, Человек не услышит голоса судьбы; огра­ни­ченный знанием, не угадает, что ему несет следу­ющая минута. Счаст­ливый юноша. Гордый муж и отец. Слабый старик. Свеча, снеда­емая огнем. Вере­ница картин, где в разном обличье — все тот же Человек.

...Прислу­ши­ваясь к крикам роже­ницы, на сцене ведут разговор хихи­ка­ющие старухи. Как одиноко кричит человек, заме­чает одна из старух: все говорят — и их не слышно, а кричит один — и кажется, будто все другие молча слушают. А как странно кричит человек, усме­ха­ется вторая старуха: когда тебе самой больно, ты не заме­чаешь, как странен твой крик. А как смешны дети! Как беспо­мощны! Как трудно они рожда­ются — животные рожают легче... И легче умирают... И легче живут...

Старух — много, но они как будто хором произ­носят монолог.

Речь их преры­вает Некто в сером, возвещая: Человек родился. Отец Чело­века проходит через сцену с доктором, призна­ваясь в том, как он мучился в эти часы явления сына на свет, как жалел жену, как нена­видит он младенца, принес­шего ей стра­дания, как казнит себя за ее муки... И как он благо­дарен Богу, услы­шав­шему его молитву, осуще­ствив­шему его мечту о сыне!

На сцене — родствен­ники. Их реплики — словно продол­жение бормо­тания старух. Они с самым серьезным видом обсуж­дают проблемы выбора имени для Чело­века, его корм­ления и воспи­тания, его здоровья, а затем как-то неза­метно пере­ходят к вопросам куда более проза­и­че­ским: можно ли здесь курить и чем лучше выво­дить жирные пятна с платья.

...Человек вырос. У него есть любимая жена и любимая профессия (он — архи­тектор), но у него нет денег. Соседи судачат на сцене о том, как это странно: эти двое — молоды и красивы, здоровы и счаст­ливы, на них приятно смот­реть, но их невы­но­симо жаль: они всегда голодны. Отчего так? За что и во имя чего?

Человек и его Жена смущенно расска­зы­вают друг другу о зависти к сытым и богатым людям, которых они встре­чают на улице.

«Нарядные дамы проходят мимо меня, — говорит Жена Чело­века, — я смотрю на их шляпки, слышу шуршанье их шелковых юбок и не радуюсь этому, а говорю себе: «У меня нет такой шляпки! У меня нет такой шелковой юбки!» «А когда я прохожу по улице и вижу то, что нам не принад­лежит, — отве­чает ей Человек, — то чувствую, как у меня отрас­тают клыки. Если меня кто-нибудь нена­роком толкнет в толпе, я обнажаю свои клыки».

Человек клянется Жене: они выка­раб­ка­ются из нищеты.

«Вооб­рази, что наш дом — роскошный дворец! Вооб­рази, что ты — царица бала! Вооб­рази, что играет изуми­тельный оркестр — для нас и наших гостей!»

И Жена Чело­века с легко­стью все это вооб­ра­жает.

...И вот сбылось! Он богат, у него нет отбоя от заказ­чиков, его Жена купа­ется в роскоши. В их дворце — чудный бал, играет волшебный оркестр — то ли чело­ве­ко­об­разные музы­кальные инстру­менты, то ли похожие на инстру­менты люди. Кружатся пары молодых людей, восхи­щенно беседуя: какая честь для них быть на балу у Чело­века.

Входит Человек — он заметно постарел. За богат­ство он заплатил годами своей жизни. Поста­рела и его Жена. С ними торже­ственным шествием через анфи­ладу блиста­ющих комнат идут много­чис­ленные друзья с белыми розами в петлицах и, числом не меньшим, враги Чело­века — с желтыми розами. Молодые пары, прервав танец, следуют за всеми на сказочный пир.

...Он снова обнищал. Прошла мода на его творения. Друзья и враги помогли ему растра­тить накоп­ленное состо­яние. Теперь по дворцу бегают лишь крысы, гостей здесь давно не было. Дом обветшал, его никто не поку­пает. Умирает сын Чело­века. Человек и его Жена встают на колени и обра­ща­ются с молитвой к Тому, кто недвижно замер в дальнем углу: она — со смиренной мате­рин­ской мольбой, он — с требо­ва­нием спра­вед­ли­вости. Это не сыновняя жалоба, но разговор мужчины с мужчиной, отца с Отцом, старика со стариком.

«Разве покорных льстецов надо любить больше, чем смелых и гордых людей?» — спра­ши­вает Человек. И ни слова не слышит в ответ. Сын Чело­века умирает — значит, не услы­шана его молитва! Человек возгла­шает проклятья тому, кто наблю­дает за ним из угла сцены.

«Проклинаю все, данное Тобою! Проклинаю день, в который я родился, и день, в который я умру! Проклинаю себя — глаза, слух, язык, сердце — и все это бросаю в Твое жестокое лицо! И своим прокля­тьем — побеждаю Тебя!..»

...Пьяницы и старухи в кабаке удив­ля­ются: вон за столиком сидит Человек, пьет мало, а сидит много! Что бы это значило? Пьяный бред пере­ме­жа­ется репли­ками, рожден­ными, похоже, в угаса­ющем сознании Чело­века, — отго­лос­ками прошлого, эхом всей его жизни.

Явля­ются музы­канты — и те, и не те, что играли когда-то на балах во дворце Чело­века. Трудно понять: они это или не они, как трудно вспом­нить минувшую жизнь и все, чего Человек лишился, — сына, жены, друзей, дома, богат­ства, славы, самой жизни...

Старухи кружатся вокруг столика, за которым сидит, понурив голову, Человек. Их пляска паро­ди­рует чудесный танец юных дам на старо­давнем балу у Чело­века.

Перед лицом смерти он встает во весь рост, запро­кинув прекрасную седую голову, и резко, громко, отча­янно выкри­ки­вает — вопрошая то ли небо, то ли пьяниц, то ли зрителей, то ли Некоего в сером:

«Где мой оруже­носец? Где мой меч? Где мой щит?»

Некто в сером смотрит на огарок свечи — она вот-вот в последний раз мигнет и погаснет. «Я обез­оружен!» — воскли­цает Человек, и тьма обсту­пает его.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.504 ms