Иуда Искариот

Краткое содержание рассказа
Читается за 8 минут(ы)

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выде­ля­ется не только дурной славой, но и двой­ствен­но­стью облика: лицо его как будто сшито из двух поло­винок. Одна сторона лица — беспре­рывно подвижная, усеянная морщи­нами, с черным острым глазом, другая — мерт­венно гладкая и кажу­щаяся несо­раз­мерно большой от широко откры­того, незря­чего, затя­ну­того бельмом ока.

Когда он появился, никто из апостолов не заметил. Что заста­вило Иисуса прибли­зить его к себе и что влечет к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безоб­разия, кротости и порока — близость воссе­да­ющих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спра­ши­вали апостолы Иуду о том, что понуж­дает его совер­шать худые поступки, тот с усмешкой ответ­ствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуж­дать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безоб­разен. В наши рыбацкие сети попа­да­ются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим чело­веком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потря­сает апостолов: кто ослав­ли­вает своих роди­телей, обречен поги­бели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, иску­шают бедного Иуду, обижают Иуду!» — крив­ля­ется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обви­няют в краже козленка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после пропо­веди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смири­лась: «Недо­стойны эти пришельцы умереть от руки чест­ного!»

Иисус поки­дает селение в гневе, удаляясь от него боль­шими шагами; ученики шествуют за Ним на почти­тельном рассто­янии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они еще раз его не оценили...

Как-то на привале апостолы взду­мали развлечься: мерясь силою, они подни­мают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда подни­мает самый тяжелый обломок скалы. Лицо его сияет торже­ством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двена­дцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы силь­нейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Иска­риоту?» — с печалью ответ­ствует Иисус.

Иуда, назна­ченный Христом хранить все их сбере­жения, утаи­вает несколько монет — это откры­ва­ется. Ученики в него­до­вании. Иуда приведен к Христу — и Тот вновь всту­па­ется за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упреки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько прими­рение с апосто­лами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть веселым чело­веку, кото­рого сегодня столько цело­вали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближ­нему? Разве не весело быть крюком, на котором один разве­ши­вает для просушки отсы­ревшую добро­де­тель, а другой — ум, потра­ченный молью?»

Прибли­жа­ются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указы­вает на его первен­ство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордо­стью отве­чает: «Конечно, я!» Наутро он идет к перво­свя­щен­нику Анне, пред­лагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осве­домлен о репу­тации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмеша­тель­ства римских властей, с презре­нием пред­ла­гает Иуде за жизнь Учителя трид­цать среб­ре­ников. Иуда возмущен: «Вы не пони­маете, что вам продают! Он добр, он исце­ляет больных, он любим бедня­ками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даете всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола... А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите огра­бить!» — «Тогда ты не полу­чишь ничего». Услышав столь неожи­данный отказ, Иуда преоб­ра­жа­ется: он никому не должен усту­пить права на жизнь Христа, а ведь навер­няка найдется негодяй, готовый Его предать за обол или два...

Лаской окру­жает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апосто­лами: ничто не должно поме­шать замыслу, благо­даря кото­рому имя Иуды навсегда будет в памяти людей назы­ваться вместе с именем Иисуса! В Гефси­ман­ском саду он целует Христа с такой мучи­тельной нежно­стью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колых­нулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идет Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуж­дают, ведут на Голгофу. Сгуща­ется ночь... Что такое ночь? Восходит солнце... Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принес их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до послед­него вздоха — с Иисусом! Осуществ­ля­ются ужас его и мечта. Иска­риот подни­ма­ется с колен у подножия Голгоф­ского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поко­ления притекут в эту минуту сюда — они обна­ружат лишь позорный столб и мертвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идет больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идет в синед­рион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгреш­ного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трус­ливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смот­рело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скор­пионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обру­шатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, — обра­ща­ется Иска­риот к апостолам, — пойдет со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы гово­рите, что на то была Его воля? Вы объяс­няете свое мало­душие тем, что Он велел вам нести по земле Свое слово? Но кто поверит Его слову в ваших трус­ливых и неверных устах?»

Иуда "подни­ма­ется на гору и затя­ги­вает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая заду­манное. По всему свету разле­та­ется весть об Иуде-преда­теле. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продол­жает лететь эта весть...

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.496 ms