Саул

Краткое содержание рассказа
Читается за 10 минут(ы)

Давид приходит ночью в стан изра­ильтян в Гелвуе. Он вынужден скры­ваться от царя Саула, к кото­рому питает сыновние чувства. Раньше и Саул любил его, он сам избрал Давида в супруги для любимой дочери Мелхолы. «Но выкуп / Зловещий — сотню враже­ских голов — / Ты требовал, и я двойную жатву / Снял для тебя...» Нынче Саул не в себе: он пресле­дует Давида. Давид мечтает принять участие в битве с фили­стим­ля­нами и делом дока­зать свою предан­ность Саулу. Сын Саула Ионафан, услышав, как Давид разго­ва­ри­вает сам с собой, подходит к нему. Ионафан раду­ется встрече: он любит Давида как брата. Он опаса­ется за жизнь Давида, зная, как нена­видит его Саул. Давид ничего не боится: «Я здесь, чтоб умереть: но только в битве, / Как сильный — за отече­ство и за / Того небла­го­дар­ного Саула, / Что молится о гибели моей». Ионафан расска­зы­вает, что злой и завист­ливый Авенир, родственник Саула и начальник его войска, все время настра­и­вает Саула против Давида. Мелхола, жена Давида, верна мужу и каждый день со слезами умоляет Саула вернуть ей Давида. Ионафан говорит, что без Давида изра­иль­тяне утра­тили былую храб­рость: «С тобой ушли / Мир, слава и уверен­ность в бою». Ионафан вспо­ми­нает, как пророк Самуил перед смертью принял Давида и помазал его елеем. Он сове­тует Давиду ждать в горах сигнала к битве и лишь тогда выйти из укрытия. Давид сокру­ша­ется: «О, неужели смелые поступки / Скры­вать, как козни?» Он хочет пойти к Саулу и, несмотря на то что не знает за собой никакой вины, попро­сить у него прощения. Самуил некогда любил Саула как сына, но Саул своей небла­го­дар­но­стью навлек на себя гнев Госпо­день. Пророк Самуил завещал Давиду любовь и верность царю, и Давид никогда не ослу­ша­ется его. Ионафан клянется, пока жив, защи­щать Давида от гнева Саула. Давид хочет увидеться с Мелхолой. Обычно Мелхола еще до зари приходит плакать о Давиде и вместе с Иона­фаном молится за отца. Давид прячется, а Ионафан осто­рожно подго­тав­ли­вает сестру к встрече с мужем. Мелхола видит Давида без пурпурной епанчи, которую она ему выткала, в грубом плаще он похож не на царского зятя, а на простого пехо­тинца. Ионафан и Мелхола решают выяс­нить, в каком распо­ло­жении духа нахо­дится Саул, и если оно пока­жется им благо­при­ятным, то испод­воль подго­то­вить отца к встрече с Давидом. Чтобы никто не опознал Давида и Авенир не подо­слал убийцу, Ионафан просит его опустить забрало и смешаться с толпой воинов. Но Мелхола считает, что по взгляду и по умению носить меч Давида легко узнать. Она пока­зы­вает ему пещеру в лесной чаще, где он может укрыться. Давид уходит.

Саул вспо­ми­нает, каким неустра­шимым воином он был. Теперь он стар и силы его уже не те, что прежде. Но он утратил не одну лишь юность: «Была со мною / Еще неодо­лимая десница / Всевыш­него!.. И был, по крайней мере, / Со мной Давид, мой витязь». Авенир внушает Саулу, что Давид — главная причина всех его бед. Но Саул пони­мает, что дело в нем самом: «Нетер­пе­ливый, мрачный, / Жестокий, злобный — вот я стал каков, / Всегда себе не мил, не мил другим, / При мире жажду войн, при войнах — мира». Авенир убеж­дает Саула, что пророк Самуил, который первым сказал, что Саул отвержен Богом, — дерзкий, лживый и хитрый старик, он сам хотел стать царем, но народ избрал Саула, и Самуил из зависти объявил, что Бог отверг Саула. Авенир говорит о том, что Давид всегда был ближе к Самуилу, чем к Саулу, и больше распо­ложен к алтарю, чем к полю битвы. Авенир одной крови с Саулом: «Я рода твоего, и блеск царя / Есть слава Авенира, а Давид / Не возне­сется, не поправ Саула». Саул часто видит во сне, как Самуил срывает с его головы царский венец и хочет возло­жить на голову Давида, но Давид падает ниц и со слезами просит пророка вернуть венец Саулу. Авенир воскли­цает: «Погибнет пусть Давид: исчезнут с ним / Все страхи, и несча­стья, и виденья».

Саул больше не хочет оття­ги­вать сражение с фили­стим­ля­нами. Ионафан не сомне­ва­ется в победе. Мелхола наде­ется, что после битвы Саул обретет отдых и покой и вернет ей люби­мого мужа. Саул считает, что изра­иль­тяне обре­чены на пора­жение. Мелхола вспо­ми­нает, как Давид своим пением ублажал Саула и отвлекал от мрачных мыслей. Ионафан напо­ми­нает Саулу о воин­ской доблести Давида. Появ­ля­ется Давид: «Мой царь! Давно хотел / Ты головы моей. Так вот — бери, / Секи ее». Саул встре­чает его ласково: «В тебе вещает Бог; тебя привел / Ко мне Господь...» Давид просит Саула позво­лить ему сражаться в рядах изра­ильтян или встать во главе войска — как тому будет угодно, — а потом готов принять казнь. Саул обви­няет Давида в гордыне, в желании затмить царя. Давид знает, что ни в чем не виноват, это все — наветы Авенира, который ему зави­дует. Авенир утвер­ждает, что Давид скры­вался в Фили­стии, среди врагов, сеял смуту среди народа Израиля и не раз поку­шался на жизнь Саула. В оправ­дание Давид пока­зы­вает лоскут от царской мантии Саула. Однажды Саул, искавший Давида, чтобы убить, заснул в пещере, где скры­вался Давид. Давид мог убить его и сбежать, ибо Авенир, который должен был охра­нять Саула, был далеко. Но Давид не восполь­зо­вался тем, что царь оказался в его власти, для мести и лишь отрезал мечом лоскут от мантии Саула. Услышав речь Давида, Саул возвра­щает ему свое распо­ло­жение и назна­чает его воена­чаль­ником.

Давид призы­вает к себе Авенира для важного разго­вора. Он говорит, что Авенир должен служить не ему, Давиду, а оба они должны служить госу­дарю, народу и Богу. Авенир пред­ла­гает план битвы, который Давид полно­стью одоб­ряет. Он назна­чает Авенира началь­ником главных сил. Давид хочет начать наступ­ление в четыре часа попо­лудни: солнце, ветер и густая пыль помогут им в сражении. Мелхола расска­зы­вает Давиду, что Авенир уже успел что-то нашеп­тать Саулу, и настро­ение царя пере­ме­ни­лось. Саул снова обви­няет Давида в гордыне. Давид отве­чает: «На поле битвы — воин, при дворе — / Твой зять, а перед Богом я — ничто». Саул заме­чает меч Давида. Этот священный меч Давиду вручил священник Ахимелех. Услышав, что Ахимелех отдал священный меч, висевший в Номве над алтарем, Давиду, Саул приходит в ярость. Он обви­няет детей в том, что они только и ждут его смерти, чтобы завла­деть царским венцом. Ионафан просит Давида спеть, надеясь развеять гнев отца. Давид поет о ратных подвигах Саула, о покое после битвы, но, услышав слово «меч», Саул снова приходит в ярость. Ионафан и Мелхола держат Саула, гото­вого зако­лоть Давида, чтобы тот мог уйти. Саул посы­лает Мелхолу за Давидом. Ионафан тем временем пыта­ется усми­рить гнев отца, умоляет его не ожесто­чаться против истины и Бога, чей избранник — Давид. Авенир также ищет Давида: до битвы оста­лось меньше часа. В стане изра­ильтян появ­ля­ется Ахимелех. Он упре­кает Саула в том, что тот сошел со стези господней, Саул же назы­вает Ахиме­леха измен­ником, давшим изгнан­нику Давиду не только кров и пишу, но и священное оружие. Саул не сомне­ва­ется, что Ахимелех пришел, чтобы предать его, но священник пришел, чтобы молиться о даро­вании Саулу победы. Саул бранит всех священ­ников, он вспо­ми­нает, как Самуил сам убил царя амали­китян, захва­чен­ного Саулом в плен и поща­жен­ного за воин­скую доблесть. Ахимелех призы­вает Саула вернуться к Богу: «Царь земной, но перед Богом / Кто царь? Саул, опом­нись! Ты не больше, / Чем венце­носная пылинка». Ахимелех грозит Саулу гневом Господним и обли­чает злоб­ного и ковар­ного Авенира. Саул прика­зы­вает Авениру убить Ахиме­леха, отме­нить приказ Давида и пере­нести наступ­ление на завтра, видя в желании Давида начать сражение перед заходом солнца намек на свою слабе­ющую стар­че­скую руку. Саул прика­зы­вает Авениру привести Давида, чтобы тот сам пере­резал себе вены. Ахимелех перед смертью пред­ска­зы­вает, что Саул и Авенир умрут жалкой смертью от меча, но не от враже­ского и не в бою. Ионафан пыта­ется воззвать к разуму отца, но безуспешно. Саул прого­няет детей: Иона­фана отправ­ляет в войско, а Мелхолу посы­лает искать Давида. «Один я остаюсь с самим собой, / И только самого себя стра­шусь».

Мелхола угова­ри­вает Давида бежать под покровом ночи, но Давид не хочет поки­дать изра­ильтян нака­нуне сражения. Мелхола расска­зы­вает о казни Ахиме­леха и о том, что Саул дал Авениру приказ убить Давида, если тот встретит его во время боя. Давид слышит вещий голос, он пред­ска­зы­вает, что грядущий день будет страшным для царя и для всего народа Но здесь проли­лась чистая кровь служи­теля Господня, и Давид не может сражаться на земле, которая осквер­нена. Скрепя сердце он согла­ша­ется бежать, но, трево­жась за Мелхолу, не хочет брать её с собой: «оста­вайся / С отцом, покуда к мужу не вернет / Тебя Господь». Давид скры­ва­ется. Мелхола слышит из отцов­ского шатра вопли и видит Саула, бегу­щего от тени, которая пресле­дует его. Мелхола тщетно пыта­ется убедить отца, что за ним никто не гонится. Саул видит зане­сенный над ним огненный кара­ющий меч и просит Господа отвра­тить свой меч от его детей, сам он виноват, но дети ни в чем не повинны. Ему чудится голос пророка Самуила, всту­па­ю­ще­гося за Давида. Он хочет послать за Давидом...

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.


время формирования страницы 2.664 ms